Бывший начальник Макаровки рассказал легенду об авторе обретенной иконы

05.06.2012, 20:34

Видео программы «Сегодня»

Антикварный отдел петербургской полиции пытается ответить на вопрос, каким образом ценнейший образ Казанской Божьей матери мог оказаться на заднем дворе ресторана и кто похитил его с территории академии Макарова.

Сегодня получила развитие история с неожиданной находкой в одном из кафе на Невском проспекте Санкт-Петербурга. Накануне там обнаружили мозаичную икону с изображением Богородицы. И вот наконец стало известно, кому принадлежит реликвия и ее приблизительная стоимость.

Корреспондент НТВ Алексей Кобылков
расскажет о развязке антикварной истории.

Реставрация здания академии Макарова на Косой линии продолжается больше года, и полукруглая ниша во фронтоне уже давно аккуратно заложена кирпичом, потому что никто не ожидал такого развития событий.

Наиль Сагиров
, начальник клуба Государственной Морской академии имени адмирала Макарова: «Поступила информация, что обнаружена икона. Представители музея и старейшие работники Макаровки узнали икону. По размеру она соответствует фасаду».

Сложно сказать, сколько бы еще пролежал образ во внутреннем дворике на Невском, если бы повар не решил проветрить помещение и не открыл тяжелые створки, за которыми и обнаружилась икона Казанской Божьей матери.

Эта икона в Великую Отечественную войну, судя по всему, повторила судьбу многих других икон. Золотые и серебряные кусочки смальты блестели на солнце и были слишком хорошим ориентиром для немецких бомбардировщиков. Поэтому сначала ее закрасили, а потом и вовсе сняли с фронтона.

Иван Иванович Костылев с 1996 по 2007 годы был начальником академии Макарова. О том, что где-то на чердаке должна храниться большая икона и ее можно вернуть на фасад, вспомнили, когда всерьез задумались о том, чтобы обучать капелланов. Но никто не рассматривал ее подробно и тем более не выяснял историческую значимость.

Иван Костылев
, начальник академии имени адмирала Макарова в 1996 — 2007 гг.: «По легенде, (может, это действительно так и было) отец М. М. Зощенко, который был художником, сделал из мозаики сюжет на библейскую тему. Мы предполагаем, что это сюжет был сделан из мозаики на бетонной основе».

Дом призрения в память купцов Брусницыных проектировал в конце XIX века Павел Сюзор. На строительство было выделено полтора миллиона рублей — огромные на тот момент деньги. И, соответственно, трудились лучшие мастера, среди которых, видимо, действительно был и отец Михаила Зощенко — тогда известный мозаист. Однако авторство иконы, в любом случае, еще предстоит определять экспертам.

Владислав Кириллов
, начальник отдела по борьбе с хищением культурных ценностей ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти: «Качество и уровень исполнения данной иконы свидетельствуют о том, что эта смальта была изготовлена на стекольном императорском фарфоре, который изготовляли в середине XVIII века на Фонтанке. Потом ее производили в усадьбе Потёмкиных в Озерках. И этот стекольный завод доблестно закрылся в 1997 году».

Едва ли не более интригующий на сегодня вопрос, как все-таки попала икона с Васильевского острова в помещение на Невском проспекте. Известно, что до кафе здесь размещался магазин антиквара Льва Успенского. И, вероятнее всего, именно он приобрел икону у кого-то из клиентов.

Известно в то же время, что Успенский был профессионалом, ратовал за максимальную открытость при сделках. И как он мог забыть на заднем дворе икону, которую сегодня оценивают минимум в 50 тысяч долларов, объяснить крайне сложно.

Читайте также