Свадьба дочери и скачки на ипподроме: клад Нарышкиных рассказывает об истории семьи

04.06.2012, 18:05

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Дворец конгрессов представляет недавно обнаруженное фамильное серебро князей Нарышкиных.

Сегодня в Константиновском дворце под Петербургом открывается выставка, экспонаты которой публика могла бы никогда не увидеть. Это клад, обнаруженный в марте в особняке Нарышкиных. Столовое серебро, посуда, украшения — всего более двух тысяч драгоценных предметов пытались похитить рабочие, проводившие реставрацию. И вот в Стрельне представили небольшую часть, лучше всего сохранившуюся.

Корреспондент НТВ Алексей Корепанов
восхитился блестящей экспозицией.

Отворяя дверь выставочного зала, она словно приоткрывает одну из главных загадок Петербурга последних месяцев. Винтажные столовые приборы, самовары и чайники, инкрустированные шкатулки и целые сервизы. Коллекцию фамильного серебра Нарышкиных-Трубецких впервые можно рассмотреть так подробно.

Набор производства знаменитой мануфактуры Сазикова — самый крупный, полтысячи разных предметов. От позолоченной братины — чана для алкогольных напитков — до сахарных щипцов и именных бокалов.

Евгения Фурсикова
, научный сотрудник Государственного комплекса «Дворец конгрессов»: «Когда их нашли, обнаружили от руки програвированную надпись „АН“. То есть, скорее всего, это инициалы Александра Нарышкина. За ним одна из чашек и была закреплена. Они все различаются надписями».

Серебряные солонки, кубки, канделябры и подносы. Есть даже туалетный набор — это подарок на свадьбу младшей дочери князя Натальи. На зеркальце, ретроплойках и даже щетках для одежды — сдвоенный герб молодой семьи Нарышкиных-Сомовых. Но большая часть выставленного — так называемые парадные приборы. И вряд ли вообще когда-либо использовались аристократическим семейством.

Из всей княжеской коллекции особо выделяются неприметные, на первый взгляд, чашка с блюдцем. Это единственный фарфоровый предмет найденного схрона. Фарфор, в отличие от серебра, к вывозу за границу запрещен не был. Музейщики теперь гадают, почему эту чайную пару оставили в доме. Возможно, потому что она была особенно кому-то дорога. Вот только кому и за что — это еще одна загадка нарышкинского клада.

Ювелирные украшения, фамильные награды, есть даже хрустальные флаконы для духов. Когда открывали их, говорят музейщики, будто даже уловили тонкий французский аромат эпохи. А изучая надписи на золотых кубках, установили любовь княжеского рода к конному спорту.

Евгения Фурсикова
, научный сотрудник Государственного комплекса «Дворец конгрессов»: «За 2-е место был вручен кубок в виде чашки с чернеными гравированными изображениями видов Петербурга и Москвы. И здесь имеется надпись, что он был вручен лично из рук императрицы Александры Фёдоровны».

Серебро показали в первозданном виде: его не чистили, не реставрировали, разве что пыль сдули. И большинство предметов выглядит так, будто и не пролежали вовсе больше сотни лет в темном чулане. Правда, части найденного все же требуется обновление.

Александр Новиков
, заместитель генерального директора группы компаний «Интарсия»: «В реставрации нуждаются канделябры работы Игната Сазикова. Учитывая то, что они имеют очень сложную форму и за 95 лет хранения та материя, в которую они были завернуты, истлела, и канделябры подверглись внешнему влиянию».

Коллекция переехала в Константиновский дворец временно, предположительного до конца этого года. Судьба клада до сих пор неизвестна, как и его стоимость. Оценку специалисты будут проводить, после того как завершат историко-культурную экспертизу. Ведь есть предметы, предназначение которых пока даже установить не удалось.

Читайте также