Героев Моцарта отправили петь и любить на курорт

31.05.2012, 21:57

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургский театр «Зазеркалье» представил оригинальную трактовку оперы «Так поступают все». Правда, итальянских офицеров и их возлюбленных из XVIII века перенесли на 100 с лишним лет вперед.

В петербургском театре «Зазеркалье» готовится премьера. Оперу Моцарта «Так поступают все» в детском театре поставили для тинейджеров. В ней поют о любви, измене и примирениях. Действие оперы Моцарта перенесено на рубеж XIX-XX веков — особого периода в европейском обществе и в искусстве. Оттуда же костюмы исполнителей и интерьеры.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков
побывал на генеральном прогоне.

Хотя гример надевает на солистку театра «Зазеркалье» старинный парик, в этой постановке ощущается лишь легкий шлейф галантного XVIII — времени, когда создавалась опера Моцарта «Так поступают все». Влюбленную четверку режиссер отправил на модный курорт — в будущее, эпоху модерна.

Александр Петров, народный артист России, художественный руководитель и главный режиссер детского театра «Зазеркалье»: «Я иду чисто от костюмных вещей, которые ярче, которые более открытые. И они не эротические, в них есть действительно некий декаданс. И этот декаданс, попадаю в эту ситуацию, расцветает безумно красивым цветком».

Курортный роман где-нибудь в Баден Бадене. Такое неожиданное решение места действия родилось в момент творческих поисков совершенно случайно. Воплотить атмосферу различных спа-процедур взялась обладательница «Золотой маски» известный художник Елена Орлова.

Елена Орлова, художник-постановщик: «Шторки, которые открываются-закрываются, которые загораживают от дневного солнца, от зноя. Есть шторки, которые упали на прогоне, они дают ассоциации с морскими кабинами для переодевания. Дальше у нас есть фонтанчики с минеральной водой. Режиссер сам побывал накануне Нового года в санатории, чтобы все на себе испытать».

В отличие от героев оперы, художественный руководитель театра «Зазеркалье» курортную жизнь постигал в Старой Руссе. Неизвестно, какие воздействия на своем сердце испытал в санатории Александр Петров. Героям он прописал шоковую процедуру — дефибриллятор.

Хотя впервые электрический ток для спасения сердечной мышцы начали использовать во второй половине ХХ века. В комическую оперу о любовных приключениях молодых людей давно просилась такая деталь. Медицинским аспектом Петров и без того усиливает остроумное либретто. Познать мужскую философию сестрам Дорабеллы и Фьордилиджи предложили буквально на анатомическом изображении представителей сильного пола.

Невероятно красивой по звучанию оперы Моцарта нет, к сожалению, в репертуаре ведущих петербургских театров. Сложность объясняется неожиданным сочетанием дуэтов: тенор — меццо-сопрано, баритон — сопрано. Нагрузка для всех четверых исполнителей колоссальная. И так все время на сцене, да еще и партия Дорабеллы написана со своими нюансами.

Кристина Куш
, исполнительница партии Дорабеллы: «Моцарт написал для сопрано, которая не имеет верха, то есть на рабочем регистре. А меццо уже сложнее на нем жить. У меццо все-таки ниже этот строй».

Со сложной партией справилась ученица Галины Вишневской Кристина Куш. О самом сюжете исполнители говорят: такая опера совсем не детская, но просто необходима для юношества. Она об испытаниях, которые могут грозить любви.

Удивительно, что в этой комическо-романтической истории не обошлись без мировых трендов, связавших оперу XVIII века и две Венеции — южную — на берегу Адриатики и северную — на Финском заливе. Главные герои на Венецианском маскараде появляются в золотых костюмах и головных уборах с перьями, в которых выходили великие кастраты в операх-буфф.

Выплывающие гондолы, падающий снег и очень узнаваемые движения пар, среди фонтанов на полу, выложенном черно-белыми плитами. Как будто история двух влюбленных пар произошла совсем даже не в Италии, а где-то рядом, около Большого каскада в Петергофе.

Читайте также