Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»
В Мариинском театре премьера современной версии оперы «Борис Годунов», которая больше похожа на репортаж на стыке двух эпох.
Сегодня в Петербурге начинается одно из главных событий культурной жизни города фестиваль «Звезды белых ночей». Это юбилейный XX смотр, который появился в смутное время новейшей истории. И туда же решили перенести действие оперы про Смутное время другой эпохи.
Впервые «Бориса Годунова» осовременили и доверили ставить иностранному режиссеру. Кроме того, спектакль основан на самой ранней версии произведения Мусоргского.
Корреспондент НТВ Павел Рыжков побывал на генеральной репетиции.
Детские самолетики и танки за кулисами не случайные предметы, в них будет играть малолетний сын Бориса Годунова. Время действия оперы, сюжет которой разворачивается четыре столетия назад, максимально приближено к современности.
Постановка с ультрасложными механизмами и тяжелыми декорациями, которые сделали мобильными для быстрой смены сцен. Двухчасовой спектакль идет без антракта. По признанию самого Валерия Гергиева, эта версия «Годунова» опередила возможности знаменитой площадки.
Спектакль сделан с прицелом на новую Мариинку. И в новой или, как выразился художественный руководитель, буквально новостной трактовке. Опера стала репортажем.
Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра, народный артист России: «Все телевизионное пространство это ньюс, ньюс, ньюс. Вы уже устаете, выключаете ТВ, и опять ньюс. Я не считаю, что мир оперы должен или настолько нуждается делать вашу работу. Но у хорошего и у сильного режиссера это может произойти».
Грэм Вик не просто сильный режиссер, а человек, обладающий вкусом и внутренней культурой. Его первая трактовка «Войны и мира» 20 лет назад в Мариинском театре, по словам Гергиева, оставила свой след в искусстве. Поэтому англичанину вновь доверили русскую историю.
Проекция событий одного смутного времени на другое не нова. Но дело не только в том, что на сцене сокрушают советский герб. Здесь на передний план выдвинут умелый царедворец Шуйский. Тенору Евгению Акимову, спевшему в разных версиях и Шуйского, и Отрепьева, и Юродивого такой дворцовый переворот нравится.
Евгений Акимов, исполнитель партии Шуйского, заслуженный артист России: «Шуйский в этом варианте очень нравится потому, что это главный герой. Из всех предыдущих версий только у Тарковского прослеживается роль всего Шуйского конкретно».
В отличие от версии «Бориса Годунова» Тарковского, где герои носили древнерусское одеяние, здесь у Шуйского дорогие костюмы из бутика, у Годунова брендовые часы. А на артистах хора в народных сценах одежда из
Евгений Никитин, исполнитель партии Бориса Годунова, заслуженный артист России: «Перекинуть мостик оттуда туда, осмыслить, что изменилось, что не изменилось, подумать о себе, о своей Родине. Такие попытки уже были. Но это довольно успешная, на мой взгляд, и вызовет неоднозначную реакцию».
В Мариинском театре ставили десять оригинальных версий «Бориса Годунова». До сих пор в репертуаре есть четырехчасовой спектакль Андрея Тарковского. Его «Годунова» перенесли из лондонского
Александр Адабашьян, кинодраматург, режиссер, актер, заслуженный художник РСФСР: «Самое начало, увиденное мною в сегодняшнем дне, позволяет мне думать, что, вероятно, переосмысление это все равно взгляд англичан на Россию. Тем более современных англичан на современную Россию, увиденное оттуда через призму того, как это подается там».
Это произведение о взаимоотношениях народа и власти снова и снова заставляет задавать вопрос, тяжела ли ты, шапка Мономаха. Работая на классической сцене, режиссер решил привнести свою интригу. Еще в феврале Грэм Вик заявил газете The
Читайте также
- В
Мариинском-2 открыли зал имени Игоря Стравинского - Большой театр привез в Петербург оперы «Беатриче и Бенедикт» и «Луиза Миллер»
- Владимир Путин наградил балерину Ульяну Лопаткину знаком «За благодеяние»
- Мариинский театр обновил «Кольцо нибелунга» с помощью мультимедиа
- Приморская сцена Мариинского театра приехала в Петербург с тремя балетами
- Балет «Коппелия» возвращается в Мариинский театр