Протестные движения захватили музейные залы

24.05.2012, 11:42

Видео программы «Сегодня»

В столице Германии изучают влияние художников на политику. Исследование может провести каждый посетитель Берлинской биеннале современного искусства.

В Берлине проходит VII выставка современного искусства. Организаторы впервые сделали вход бесплатным. Главная тема — страх и его преодоление. Художников вдохновили акции протеста, прокатившиеся по всему миру. Корреспондент НТВ Дмитрий Погоржельский стал частью политической инсталляции.

Берлинская биеннале современного искусства отличается от прочих тем, что с самого начала направлением ее развития и ориентиром стал вовсе не рынок. Не просто смелые, а подчас вызывающие шок эксперименты, нарушение всевозможных табу, отчасти даже провокация. Все это стало отличительной чертой мероприятия.

Особенность нынешней экспозиции, как сформулировали ее кураторы (а среди них есть и арт-группа «Война»), — показать, что исчезла грань между искусством и реальностью, а артефакт стал инструментом воздействия на политические процессы.

Забудь о страхе — таков девиз Биеннале. Здесь забываешь о том, что пришел на выставку. Движение «Захвати Уолл-стрит», перекинувшись через океан, охватило и Старый Свет, палатки его участников разместились под крышей Берлинского института современного искусства. Ты невольно перестаешь быть созерцателем, оказываясь внутри происходящего. В этом пространстве живут и готовят новые, наверное, уместно сказать, произведения искусства.

«Белорусское самоуправление» — такая газета появилась на улицах Минска и других городов. Критика властей, призыв к политической активности — цель ее автора. Стенгазеты, созданные бесстрашной художницей на русском и английском, занимают немало места на нынешней биеннале, точно отражая смысл и цель всей выставки. Целый зал отведен под документальный проект сразу нескольких авторов, фиксировавших протестное движение в самых разных странах.

Задокументировано на пленке и возведение гигантской статуи Христа, стоящей недалеко от польско-германской границы. Десять лет работал скульптор над 50-метровой фигурой с распростертыми руками и остался ею недоволен.

Биеннале продлится два месяца. Впрочем, конкретные сроки, скорее, условность. Кто ж возьмется сказать, где и когда заканчивается современное искусство и начинается реальная жизнь.

Читайте также