Старый Свет не в восторге от выбора французов

13.05.2012, 20:56

Видео «Сегодня. Итоговая программа»

Во Франции на минувшей неделе подвели итоги второго тура президентских выборов.

Несмотря на дипломатичные заявления европейских лидеров, далеко не всем в Старом Свете результат выборов во Франции пришелся по душе. Франсуа Олланд принимал поздравления, а Николя Саркози, не ставший затягивать с признанием своего поражения, готовил тылы, для чего, по его же собственному выражению, «отныне простой француз» наведался в собственную юридическую контору.

Обозреватель НТВ Вадим Глускер — о том, какое будущее прочат бывшему хозяину Елисейского дворца, и о тех, кто уже пророчит скорый крах новому.

Если еще недавно кто-то и мог предположить, что президентом во Франции может снова, как и 30 лет назад, стать социалист, то имя Франсуа Олланда не было ни в одном шорт-листе. Он был настолько непопулярным, нехаризматичным лидером соцпартии, что на предыдущих президентских выборах направил сражаться с Саркози свою гражданскую жену Сеголен Руаяль. Руаяль проиграла, обвинила Олланда в супружеской измене, а спустя месяц после тех выборов он представил новую подругу — Валери Триервейлер.

Коломб Прингл, главный редактор журнала Point de Vue: «Валери Триервейлер очень отличается от Карлы Бруни. Она журналист, всю жизнь упорно и серьезно работает. Вокруг нее нет этого ореола красивой жизни, модельного бизнеса, больших денег, гламура. Я не думаю, что они поженятся. Валери дважды была в разводе, а Олланд всю жизнь твердил, что никогда не женится. И не сделал этого ради четырех детей с Сеголен Руаяль. Так с чего вдруг теперь? Из-за того, что стал президентом? Это будет нечестный шаг».

Но именно эта волевая политическая журналистка культового издания «Пари Матч» во многом сделала Олланда президентом. Благодаря ей он похудел, сменил очки, начал шить костюмы на заказ, взял уроки ораторского и актерского мастерства. И именно она, как говорят многие, убедила Олланда начать предвыборную кампанию еще полтора года назад.

Но одно дело — выиграть выборы на популистской риторике, другое — реальная экономическая ситуация в Европе. Ангела Меркель, например, никогда не скрывала, что поддерживала на этих выборах Саркози. Несмотря на все издержки эпатажного поведения бывшего президента, который любил похлопать панибратски канцлера по плечу или демонстративно обращаться к ней на «ты», Меркель с Саркози по сути все эти годы вытаскивали Европу из кризиса, заставили подписать страны ЕС бюджетный пакт. А теперь Олланд перво-наперво хочет пересмотреть все договоры с Евросоюзом.

Филипп Моро, аналитик: «Ангела Меркель решительно настроена против, скажем так, „видения“ господина Олланда. Она говорит: мы должны оздоровить государственный финансовый сектор, мы должны бороться с долгами. И Меркель не уступит, она очень твердый человек. И, похоже, это будет первой сложностью в отношениях Олланда и Меркель».

Тем не менее именно прагматик Ангела Меркель первой звонит Олланду и поздравляет его с победой. Она прекрасно понимает, что она еще может и не переизбраться, а Олланд — президент на пять лет.

Ангела Меркель, канцлер Германии: «Я звонила избранному президенту Франсуа Олланду и сказала, что ожидаю интенсивной совместной работы. Мы с ним встретимся вскоре после инаугурации. Также я бы хотела отметить, что господин Олланд будет тепло принят в Германии. Нам есть что обсудить, ведь франко-германское сотрудничество — это неотъемлемая часть Европы. А раз мы все желаем Европе успешного будущего, это сотрудничество должно продолжаться».

Эрик Шани, аналитик: «По французским меркам, Олланд — умеренный социалист. Он не сторонник национализации или совсем больших расходов. Так что ему будет несложно из умеренного стать очень умеренным — к тому же к этому его будут подталкивать другие европейские лидеры».

Читайте также