Аграрная школа стала университетом жизни для сирот

11.05.2012, 17:26

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Корреспондент НТВ отправилась в Псковскую область, чтобы увидеть, как труд на земле помогает воспитанникам интерната вырасти достойными и счастливыми людьми.

Сегодня воспитанники Красногородской школы-интерната, расположенной в Псковской области, с особым рвением будут осваивать различные аграрные навыки. Местные чиновники объявили о планах создания на базе учреждения малого предприятия.

Ведение сельского хозяйства здесь не просто традиция. Первыми в интернате появились дети из блокадного Ленинграда. Чтобы накормить их, педагоги и начали выращивать все, что только было возможно. Дочь одного из тех первых воспитанников сейчас работает в этой самой школе воспитателем.

О том, как труд на земле облагораживает детей-сирот, — в специальном репортаже корреспондента НТВ Катерины Правдиной.

Обработать и засадить разнообразными культурами четыре с половиной гектара огородов. Весна, наверное, — самая суетливая пора для юных псковских агрономов. Посевная — часть учебного процесса. Практические занятия хоть и обязательные, кажется, вызывают у воспитанников искренний интерес. Ведь все делают сами.

Алина Баяринова, ученица 5-го класса: «Весь этот ряд — свекла разных сортов. Чуть дальше растет морковка тоже разных сортов».

Они еще иногда путают только что взошедшие морковку с укропом. Зато абсолютно точно знают, как хорош на вкус потом будет овощной салат. Впрочем, между этими двумя событиями есть период прополки. И вот он несколько гасит пыл активных садоводов.

С цветами иначе, вдохновляет эстетика. Ею на клумбах занимаются старшеклассники. Тут в команде трудящихся даже юноши. И, похоже, всем даже хочется освободить тянущиеся к солнцу стебли пионов от сорняков. Но как надолго это стремление?

Кристина Назарова, ученица 9-го класса: «Я хочу идти на психолога, но я не представляю себе, где что-то буду выращивать. Если только у себя на огороде. А так не думаю, что буду заниматься этим в жизни».

Здесь живут одной большой семьей — все 175 детей. Их объединяет горе, но это в прошлом, мысли о будущем (тут учат стремиться к лучшему) и, конечно, ежедневные заботы. В агрошколе, кроме типичных занятий в классах, — нескончаемый поток дел на поле, ферме и даже в лесу.

Научиться щелкать кнутом — верх пастушьего мастерства. Игорь Иванов к нему стремится. Эта работа — одна из самых престижных в списке практики. Чтобы оказаться на пастбище, нужно пройти настоящий конкурс. Зато потом чувство свободы, ограниченное ответственностью уже практически за своих питомцев. Любовь к животным здесь сочетается с азартом.

Они всех могут узнавать по глазам и вслепую находить в кустах по повадкам. Среди бурёнок есть любимицы. И когда приходит время расставаться, наставники стараются об этом умалчивать. Душевных травм у всех и так было предостаточно.

На ферме юноши передают подопечных одноклассницам, которые немного теряются, когда стадо начинает хаотично перемещаться по хлеву, норовя занять лучшие стойла. Строгие окрики педагогов способствуют быстрой расстановке по местам. Девушки тоже приходят в чувство. Но, видимо, все-таки нервничают, хотя делают все это не впервые.

Несмотря на то, что большинство современных ферм оснащены автоматической системой доения, здесь, конечно, учат ручному труду. Потому, что кто знает, как сложится жизнь воспитанников. Вдруг кто-то захочет остаться в деревне завести свое хозяйство. И будет к этому готов, но, наверное, лишь отчасти. Ведь в реальности трудностей в жизни на селе намного больше, чем может показаться.

Старшеклассники скептически смотрят на перспективу работы в сельском хозяйстве и животноводстве. Но сегодня у них столько дел, что точно представить свое будущее достаточно сложно. В любом случае, все, что они делают в интернате, — удачный опыт. Многие выпускаются из школы с правами категории B. И не только.

Независимость и самодостаточность — отличительная черта большинства воспитанников этого интерната. Поэтому здесь не только юноши не стесняются садиться за руль трактора. Анна Кочешкова решила не ограничиваться навыками управления легкового автомобиля. Посчитав, если не пригодится в России, может понадобиться где-нибудь еще.

Анна Кочешкова, ученица 11-го класса: «Эта профессия очень перспективная за границей. Например, в Израиле. Платят около 30 тысяч, зависит от стажа. Вот стаж уже есть».

По сути, интернат уже давно агрошкола. Более активное участие властей в жизни детей лишь закрепляет статус и дает больше возможностей. На программу развития учреждения, рассчитанную на три года, псковские чиновники готовы потратить десятки миллионов.

В планах — оснастить учебные кабинеты, автодепо, столярную, швейные мастерские. Из глобальных проектов — оборудование дополнительных квартир для социализации и создание собственного мини-молокозавода.

Александр Седунов, начальник Управления образования Псковской области: «Если мы с вами будем думать о том, чтобы на базе уже имеющихся производств поставить дополнительное оборудование и попытаться выйти на предприятие в самой школе — малое предприятие? Можно попытаться это сделать».
Елена Зуева, директор Красногородской школы-интерната для детей-сирот: «У нас у детей есть проекты, которые они пишут. Например, сколько стоит стакан молока, как рождается сыр или творог. И они эти проекты сами защищают».

В конце трудового дня те, у кого есть силы, отдаются спорту. Каждый в силу возможностей. В интернате две команды — по футболу и велогонкам. Обессиленные или те, кому просто лень, бездельничают в общежитии.

Сюда заселяют почти по семейному принципу: братьев с сестрами или просто знакомых друг с другом детей. Говорят, так легче адаптироваться. Возникающие возрастные переживания преодолевают без последствий.

Житейскому разуму тут учат аккуратно и ненавязчиво, стараясь не сомневаться: они не совершат ошибок своих родителей. И их взрослая жизнь, если и будет трудной, то наверняка счастливой.

Читайте также