Все трюки в «Белом солнце» Луспекаев исполнял, превозмогая боль

20.04.2012, 18:41

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В день 85-летия в Петербурге вспоминают Павла Луспекаева. Легендарного актера БДТ, игру которого в советском вестерне В. Мотыля можно сравнить с мужественным поступком театрального гения.

Сегодня исполнилось бы 85 лет Павлу Луспекаеву. Талантливого артиста называют актером одной роли. Но какой! Сыграв роль таможенника Верещагина, Луспекаев превратился в легенду. Бытует история, что он согласился сниматься в «Белом солнце пустыни» только при условии, что лично будет выполнять все трюки.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков
встретился с теми, кто лично знал актера.

Такого «Белого солнца пустыни», каким этот фильм вошел в историю, могло и не быть. Павел Луспекаев — актер, сделавший картину культовой, получил приглашение на съемки, будучи уже тяжело больным.

Александр Массарский, постановщик трюков, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный тренер России по самбо и дзюдо, постановщик трюков в к/ф «Белое солнце пустыни»: «Когда Мотыль пришел его приглашать, а Луспекаев тогда уже перенес восемь операцией и ступней у него не было, на двери его квартиры висела записка „Прошу не беспокоить меня визитами“».

Александр Массарский не только ставил трюки для фильма, но и стал дублером Луспекаева. Чемпиона по самбо пригласили на картину по просьбе самого Луспекаева. Играть в «Белом солнце» Павел Борисович согласился, несмотря на адскую боль в ногах.

Кадры картины «Будет фильм» Э. Розовского раскрывают секрет того, как в знаменитой сцене на баркасе таможенник Верещагин смог побороть басмачей. Основные трюки выполнял загримированный Массарский.

Луспекаев в своих дублях делал все то же самое, но лишь для съемки его крупных планов. Правда, при отсмотре материала выяснилось, что актер мужественно сам выполнил все приемы. И большинство кадров в фильме осталось за ним. А вот знаменитая «Госпожа удача» могла звучать совсем с другим текстом.

Юрий Смирнов, музыкант оркестра БДТ им. Г. А. Товстоногова: «Мне позвонили с „Ленфильма“, попросили приехать. И в большой студии сидят два человека, Мотыль и Луспекаев. Оба какие-то мрачные».

За пару часов перезаписали два куплета. Заменив некоторые слова, при этом точно попав в артикуляцию и ритм. Удивительно, что Юрий Смирнов и Павел Луспекаев пересеклись только в одном спектакле БДТ, а к моменту съемок фильма актер из-за болезни уже не служил в театре.

Георгий Штиль, народный артист РСФСР: «Боли были очень сильные. Он даже кричал. Когда делали операцию, его пичкали наркотиками, и тем не менее наркоманом он не стал. Выпивать он выпивал водку».

Именно Георгий Штиль одним из первых прочитал сценарий и убедил режиссера снимать именно Луспекаева. Образ таможенника оказался настолько близок актеру, что уже на съемках в кадре Верещагина стали называть Павлом, хотя, по сценарию, он был Александром.

Судьба словно нарочно вела Луспекаева к главной роли в жизни, при этом устраивая невероятные препятствия. Для съемок изготовили специальные сапоги с металлическими упорами, позволявшие актеру ходить без палки. Трудности он словно использовал для способа существования в кадре. Луспекаев был настолько органичен, что не играл, а проживал жизнь персонажа.

Мария Адашевская, заслуженная артистка России: «Чтобы он не играл, это всегда было заметно и очень ярко. Он и в жизни был очень яркий человек».

После визита в Ленинград Лоуренс Оливье сказал: «В БДТ есть актер — абсолютный гений». Но вот выговорить фамилию англичанин так и не смог. Кто знает, какими еще ролями и какой глубиной чувств Луспекаев мог бы поразить публику и коллег по цеху, если бы судьба отмерила ему больше 42 лет.

Читайте также