«Рафик» и «Ушастый»: в Музее транспорта Москвы воссоздают культовые машины

22.03.2025, 11:21

Видеосюжет: Даниил Землянский
Видео программы «Сегодня в Москве»

Музей транспорта Москвы в этом году восстановит 25 экспонатов. Всего в коллекции сотни экземпляров, в том числе автомобили, автобусы, троллейбусы и даже трамваи. Многие из них пришлось в буквальном смысле возрождать из небытия.

В Музее транспорта Москвы экспонаты выглядят так, будто в любой момент в них можно сесть и поехать. На самом деле многие модели и правда можно завести, даже если от них еще несколько лет назад оставались только ржавый корпус и рама без колес. Одна из таких — карета скорой помощи РАФ серии 2203. Эту модель в народе прозвали «Рафик». Машина еще недавно вполне соответствовал своему возрасту — кузов проржавел насквозь. Реанимируют ретроавтомобили в реставрационной мастерской Музея транспорта.

Юрий Степанов, слесарь-механик Музея транспорта Москвы: «Любая машина, которая в музей попадает, полностью разбирается до дна, полностью очищается от коррозии».

После разбора кузова со всех поверхностей счищают краску и ржавчину слой за слоем. Дальше начинается кропотливая работа по восстановлению каждого элемента по отдельности. То, что не получается починить, создают с нуля.

Вячеслав Курицын, руководитель управления учета и хранения Музея транспорта Москвы: «Давайте разберем на примере рулевого колеса от троллейбуса МТБ-82Д. Рулевое колесо утрачено, новое пойти в магазин купить невозможно, у коллекционеров его тоже нет. Подрядчики воссоздали нам по чертежам по заводским основу рулевого колеса. Мы нашли подрядчика в Санкт-Петербурге».

Чтобы воссоздать именно исторический облик транспорта, нужно сначала изучить все доступные источники — от заводских чертежей до архивных кадров, в том числе из кинофильмов. Занимается этим научно-исследовательская служба. Троллейбус МТБ-82Д был первым серьезным достижением советских инженеров после войны. Создали его на Тушинском авиационном заводе, что отразилось в деталях конструкции. Это осложнило поиск запчастей. Параллельно ведут поиск и самих моделей — тоже сложная задача. Обнаружить ценный раритет можно в самых неожиданных местах. Так, один из троллейбусов музея нашли в санатории РАН, где он использовался как подсобка.

В музее хранятся сотни машин, но в первую очередь восстанавливают уникальный для своего времени транспорт, например нестандартную модель «Запорожца» 1971 года выпуска.

Вячеслав Курицын: «„Запорожцев“ на самом деле много, но конкретно этот „Запорожец“ — это очень редкая модель. Это комбинированная модель, которая управлялась как здоровым человеком с руками и ногами, так и инвалидом. У него есть ручное управление».

Автолюбители этот «Запорожец» прозвали «Ушастым» — из-за формы кузова. Это была одна из первых машин, которую могли себе позволить простые жители. А люди с инвалидностью даже получали ее бесплатно. В Музее транспорта машину полностью отреставрировали, и сейчас она на ходу. Специалисты восстановили двигатель, ходовую часть, кузов и декоративные детали. В скором времени «Запорожец» и другие новые экспонаты представят широкой публике.

Вячеслав Курицын: «Большой музей на Новой Рязанской улице, 27, открывается в этом году. Когда музей откроется, вы увидите там около 100 транспортных средств и несколько сотен артефактов, имеющих отношение к транспортной инфраструктуре, и также там будут те экспонаты, которые сейчас находятся в реставрации».

Это в том числе редкие легковые автомобили, трамваи, автобусы и вагоны столичного метрополитена. Сейчас в работе у реставраторов Музея транспорта 25 будущих экспонатов.

Связанные новости

Читайте также