Современное искусство: преимущества и недостатки молекулярной печати

12.03.2025, 11:00

Видео программы «Чудо техники»

Молекулярная печать позволит сделать оригинальный подарок или украсить дом. Картины, изготовленные по этой модной технологии, в интернете выглядят интересно. Авторы полотен уверяют, что их продукция не боится ни времени, ни воды, ни солнечного света.

В Европе такие картины используют в интерьерах, а теперь эту технологию продвигают и в России. Вместо привычных холста или бумаги изображение печатается на алюминии. Это просто эффектно и долговечно. Современный художник Кирилл Овчинников всегда ищет нестандартные решения. Он тиражирует высокое искусство и украшает своими работами обувь, платки, сумки, мебель, фарфор, а теперь попробовал молекулярную печать и считает, что за ней будущее.

Кирилл Овчинников, российский художник, дизайнер: «Когда мы сделали первый образец, он меня покорил не только качеством, но и утилитарными свойствами. Так как это металл, прямо космическая технология, не побоюсь этого слова. На самом деле весь секрет я не знаю, как переносится изображение на алюминий».

Производство находится в Белгороде, местные предприниматели оборудовали здесь мастерскую и закупили специальное оборудование, как говорят, уникальное для нашей страны.

Роберт Бут, генеральный директор компании производителя картин на алюминии: «Алюминий, с одной стороны, очень легкий материал, прочный материал. И за счет самой поверхности, которая обрабатывается, сам алюминий — это такая подложка, которая позволяет получить такое прекрасное изображение в глянце. Именно алюминий дает такой эффект».

Секрет в том, что картинка как бы впитывается в основу, рисунок не наносят сверху, а «заправляют» внутрь. Изображение сначала печатают на специальной бумаге, а потом под давлением и при температуре 200 градусов переносят на алюминий, но не на обычный, а с полимерным покрытием, которое и впускает в себя частицы краски, позволяя ей закрепиться. Отсюда и пышное название «молекулярная печать».

Хотя сама технология, как признаются предприниматели, не новая. Метод используют уже десятки лет, но в искусстве это пока редкость.

Роберт Бут: «Мне захотелось не просто печать только на тканях, на каких-то сувенирах, а именно печать для интерьеров, для архитекторов, для дизайнеров. На холсте такое изображение вы никогда не получите».

Звучит как вызов. Можно ли в обычном копировальном центре, где штампуют картинки на магнитиках и кружках, получить шедевр на стену? После обзвона нескольких таких организаций оказалось, что услуга и правда редкая. Сублимационную печать на металле все же удалось найти. За 2250 рублей можно получить изображение размером максимум 28 на 28 сантиметров. Больше сделать в копировальном центре не позволяет оборудование.

Насколько модная технология вообще вписывается в современный интерьер? Опытный мастер Марат Ка знает толк в стилях и фактурах, он создает красоту, и делится советами по оформлению квартир и офисов. Однако раньше с подобными картинами он дела не имел. Первое впечатление оказалось неоднозначным.

Марат Ка, декоратор: «Если я оцениваю качество печати, то оно невероятное, сумасшедшее качество. Если я оцениваю произведение искусства, оно тоже прекрасное, но все вместе вызывает ощущение подделки и низкой сортности. Я вижу пиксели, меня это раздражает. Меня, конечно же, очень сильно пугает рваный, неприятный край, как на консервах. Есть ощущение опасности. С точки зрения интерьерной живописи жуткий блеск неприятный, он пластико-автомобильный».

Картина, которую показали Марату, стоит 76 тысяч рублей. Это авторская работа, копия акварели, написанной на холсте. Если бы источник изображения был не таким эксклюзивным, то картина этого размера обошлась бы в 38 тысяч. За пару дней в копировальном центре сделали аналог работы меньшего размера за две с небольшим тысячи. Разница едва заметна, Марат Ка оценил обе работы. Ему больше понравился бюджетный вариант.

Насколько обе картины устойчивы к внешним воздействиям? Первый тест — контакт с водой. Производители уверяют, что сублимационная печать не боится влаги. После 20 минут пребывания в аквариуме с алюминием не произошло ничего. В реальной жизни картины не просто висят, их трогают, протирают от пыли, а иногда они могут подвергаться нападению котов. Бюджетный аналог из московской типографии противостоит испытаниям даже более уверенно.

Какая из картин прослужит дольше и останется ярче? Финальное испытание — воздействие временем. В специальной климатической камере смоделировали несколько месяцев на солнце. Дорогая картина никак не изменилась, дешевая значительно поменяла свой цвет за счет другой краски и другой технологии нанесения. Эксперимент показал, что переплатить за долговечность и правда стоит, особенно если картина будет висеть на таком месте, куда попадает яркий свет. Но и у дорогой печати есть слабые места: изображения царапаются, могут помутнеть при интенсивной чистке, а при падении металл гнется.

В целом нельзя не признать, что выглядят такие картины впечатляюще — яркие, насыщенные, с металлическим блеском, который придает им футуристичный вид. Непременно найдутся те, кому такое понравится в их интерьере.

Все выпуски программы «Чудо техники».

Читайте также