Пираты Балтийского моря: кому выгодно «кошмарить» российский флот

15.02.2025, 18:08

Видеосюжет: Нахид Бабаев
Видео программы «Центральное телевидение»

Евросоюз готовится к торговой блокаде России в Балтийском море. В европейские законы спешно вносятся поправки, чтобы под предлогом «угрозы экологии» или «борьбы с пиратством» можно было «кошмарить» на Балтике любое судно под российским флагом. Даже временный простой захваченных сухогрузов и танкеров приведет к экономическим убыткам и поиску других путей для экспорта. Или же вынудит Россию дать отпор всеми имеющимися средствами. История знает немало примеров, когда попытки установить морскую торговую блокаду приводили к войне, причем не только на море, но и на суше. А вдруг некоторые европейские политики этого и добиваются?

Минный тральщик «Датен» Военно-морских сил Германии, фрегат королевских ВМС Нидерландов «Тромп», шведский патрульный корабль «Карлскрона» — эти и еще с десяток кораблей плюс дроны, подводные лодки и самолеты теперь патрулируют акваторию Балтийского моря.

Марк Рютте, генеральный секретарь НАТО: «Цифра может быть разной в разные недели. И мы не хотим делать врага осведомленнее, чем он уже есть. Важно то, что мы привлечем необходимые военные инструменты в нужном месте и в нужное время, чтобы сдержать вредоносные действия».

Вредоносными действиями Марк Рютте называет разрушение подводной инфраструктуры. 26 января 2024 года в Балтийском море поврежден энергетический кабель высокого напряжения, который соединяет Финляндию и Эстонию. 18 ноября 2024 года — порваны телекоммуникационные кабели между Германией и Финляндией, а также провода, соединяющие Швецию с Литвой. 25 декабря 2024 года были повреждены еще четыре кабеля между Финляндией, Германией и Эстонией. И на Западе быстро нашли виноватого во всех этих подводных бедах. Это Россия.

Глен Грант, подполковник британской армии в отставке: «Эти суда прибывали из Санкт-Петербурга, обычно на борту были один или два россиянина».

Василий Дандыкин, капитан первого ранка запаса, военный эксперт: «Никаких доказательств нет, не представлено. Это все провокация, по большому счету. Настолько интенсивное там судоходство, что они могут сами все это сделать, своими кораблями».

Официальная цель миссии, которую назвали «Балтийский страж» — мониторинг ситуации: на воде, под водой и над водой.

Марк Рютте: «Капитаны судов должны понимать, что потенциальные угрозы нашей инфраструктуре будут иметь последствия, включая возможную высадку на борт, конфискацию имущества и арест».

Елизавета Пронякина, кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений Северо-западного института управления РАНХиГС: «Скорее всего, будут выборочно останавливать и направлять в Балтийские порты те корабли, прежде всего российские корабли, которые кажутся подозрительными».

В этой истории есть одна загвоздка — Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Статья 87 гарантирует «свободу судоходства», а статья 110 — «право на осмотр».

Военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, иное, чем судно, пользующееся полным иммунитетом в соответствии со статьями 95 и 96, не вправе подвергать его осмотру, если нет разумных оснований подозревать, что:
a) это судно занимается пиратством;
b) это судно занимается работорговлей;
c) это судно занимается несанкционированным вещанием, а государство флага военного корабля имеет юрисдикцию в соответствии со статьей 109;
d) это судно не имеет национальности.

Елизавета Пронякина: «Мы видим с вами ситуацию, в которой игнорируется международное право. Если любой участник, даже подписавший документ, руководствуясь своими интересами, — и он не обязан эти свои интересы никому доказывать и обосновывать — может нарушить международное право и вести себя определенным образом, то это, конечно, попахивает пиратством».

Неофициальную цель миссии «Балтийский страж» озвучил, или о ней проговорился, помощник Марка Рютте.

Кристофер Каволи, командующий объединенными силами НАТО в Европе: «Пока мы выполняем эту операцию, мы также усиливаем наше военное присутствие в Балтийском море для устранения угроз и для сдерживания дестабилизирующих действий в будущем».

А пока европейские политики ищут поводы нарастить флот и способы обойти международное право, украинские военные предлагают свой вариант решения.

Из сообщения СВР: «Предполагается, в частности, использовать имеющиеся в распоряжении Украины морские мины российского производства для организации подрыва иностранного судна в акватории Балтийского моря. Ответственность за это будет возложена на Москву. По расчетам украинских и западных спецслужб, такая акция подтолкнет руководство НАТО к решению закрыть России выход в Балтийское море под предлогом обеспечения безопасности морского судоходства».

Но каковы цели блокировки России на Балтике? Во-первых, это удар по экономике. Балтийское море — важная транспортная артерия России. В прошлом году, например, по этим водам за рубеж было отправлено 77,7 млн тонн нефти, больше 36 млн тонн удобрений и 3 млн 200 тыс. тонн зерна. И это помимо импорта.

Тогда почему все происходит сейчас, а не три года назад, когда началась СВО? Дестабилизация ситуации может быть связана с телефонным разговором президентов России и США. Странам Балтии это просто невыгодно.

Елизавета Пронякина: «Противостояние России — это их основная функция и основная ценность в НАТО. Это их хлеб. За счет этого они получают финансирование, за счет этого с ними обращаются как с равными партнерами».

Еще одна вероятная цель — полная блокада Калининградской области. Ведь у некоторых западных соседей есть территориальные претензии к России. В начале прошлого года на странице президента Литвы Гитанаса Неуседы в соцсети Х появилась запись о притязаниях на сам Калининград.

«Несмотря на то, что коренные жители Малой Литвы, ныне части так называемой Калининградской области, давно исчезли, последние признаки литовской культуры должны быть сохранены. Как бы ни старалась Россия, Караляучюс никогда не станет Калининградом».

Василий Дандыкин, капитан первого ранга запаса, военный эксперт: «Поляки, отставные генералы и адмиралы, говорят, что это тоже „наша земля“. Хотя известно, что это было решением Советского Союза по итогам Второй мировой войны отдать полякам часть восточной Пруссии — немецких земель. И Померанию в том числе».

Россия пока ведет себя сдержанно: наблюдает и предлагает неуседам усесться за учебники истории.

Василий Дандыкин: «Балтийскому флоту по силам сопровождать все суда и создавать им боевое хранение. Для этого хватает кораблей».

Европейцы же в случае прямого столкновения с российскими кораблями рассчитывают, видимо, на поддержку США.

Глен Грант: «Я не уверен, каковы именно амбиции Трампа, но они не связаны ни с чем, что происходит в Прибалтике. Он смотрит выше этого, пытаясь заставить Россию сесть за стол переговоров и пойти на некоторые уступки Украине, чтобы мог наступить мир».

Сами Штаты долго молчали. А когда заговорили, Брюсселю явно стало не по себе. Выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, вице-президент США Джей Ди Вэнс отчитал европейских политиков, как школьный учитель нашкодившего ученика.

Джей Ди Вэнс, вице-президент США: «Угроза, которая беспокоит меня больше всего применительно к Европе, это не Россия и не Китай, она не исходит откуда-либо извне. Меня беспокоит внутренняя угроза — отход Европы от некоторых фундаментальных ценностей, которые она разделяет с Соединёнными Штатами».

Кажется, слова заокеанских партнеров немного отрезвили руководство Балтийских стран. Глава МИД Финляндии заявила, что все-таки не нужно все приписывать России. Это еще раз доказывает: судьбу пиратов Балтийского моря решат не Таллин с Хельсинки, а Москва с Вашингтоном.

Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Новости по теме

Читайте также