Секс-меньшинства вытесняют из рекламы

11.04.2012, 17:56

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургскому ЛГБТ-сообществу отказали в размещении плакатов на улицах.

Сегодня Иван Тихонов снова будет встречаться с рекламным агентом в надежде найти общий язык и разместить постеры. Дело в том, что Иван — активист сообщества сексуальных меньшинств. И после принятия закона о запрете пропаганды гомосексуализма с помощью плакатов решил высказать свое мнение к этой инициативе парламента. Но как раз новые правила и останавливают рекламщиков.

Корреспондент НТВ Катерина Правдина рассмотрела неоднозначное творчество.

Вместо уличных тумб плакаты — символы протеста — заняли почти все стены небольшой штаб-квартиры инициаторов несостоявшейся рекламной кампании. Противникам нашумевшего закона Милонова о штрафах за пропаганду гомосексуализма так и не удалось выразить свою позицию. Постеры с изображением знаменитых мастеров, известных своей нетрадиционной сексуальной ориентацией, не прошли цензуру. Решив не рисковать, рекламщики отказали заказчикам в размещении.

Иван Тихонов, активист ЛГБТ-организации: «Правообладатель тех рекламных щитов сказал, что ему не нравятся эти плакаты и что у них могут быть проблемы с муниципальными властями. При этом прямого указания на конкретную статью или пункты закона, которые могут нарушить эти плакаты, не были указаны. Мол, просто не нравится, не соответствует, не хотим и все».

Официально, правда, агентство в отказе не признается и не разглашает деталей переговоров. Известно, что клиентам предложили раскрыть запечатанные уста и удалить с плакатов цитаты, повествующие о душевных переживаниях Чайковского, Нуреева, Цветаевой.

Но в этих дополняющих образ деталях и был главный смысл кампании. И именно в них оператор заподозрил пропаганду искаженных взаимоотношений между полами. Так теперь они трактуются в законе, который, по мнению сексуальных меньшинств, весьма неоднозначен в формулировках.

Ольга Ленкова, менеджер по коммуникациям ЛГБТ-организации: «Сейчас уже понятно, что закон будет использоваться, в первую очередь, против ЛГБТ-организаций. Фактически геев и лесбиянок вытесняют из публичного пространства, как будто их нет».

Точности в формулировках документа не видят и рекламщики. Разрешив недавно спор об использовании обнаженной натуры, который длился десятилетия, теперь они вынуждены дискутировать в лучшем случае с клиентами — есть ли в постере призыв к мужеложству, лесбиянству, бисексуализму.

Прецедент, когда активисту ЛГБТ-организации отказали в размещении плакатов, дает понять: этот спорный случай вряд ли будет последним. Агентствам и операторам стоит готовиться и к последующим подобным заказам. Пока для принятия решений у компаний хватает собственных фильтров по этике.

Владимир Рябовол, руководитель петербургского представительства рекламной компании: «Если это демонстрация не коммерческих услуг и товаров, что по закону мы готовы размещать, а все-таки демонстрация неких форм отношений через образы, которые признаны навязчивыми, конечно, мы не возьмем на себя смелость размещать такие образы».

Если внутренних фильтров не хватает, компании просят совет по рекламе дать рекомендацию — допустима ли та или иная форма. Член совета, правозащитник Юрий Новолодский, в этом случае несоответствие видит. Заказчик в своем носителе информации называет нормальным то, что не является нормальным в законе. Его, впрочем, Новолодский тоже называет размытым. Не оспаривая цель, а жестко критикуя ее изложение в документе.

Юрий Новолодский, юрист, член совета по рекламе: «С позиции юридической техники закон написан ниже всякой критики. Он, наверное, и не преследовал цель быть реальным регулятором. Кто-то на нем откровенно пиарится. Создано общественное мнение, дискуссия. Есть вещи, которые невозможно регулировать с помощью права. От того, что введен закон лиц нетрадиционной ориентации не прибавится и не убавится».

Другая же статья закона о запрете пропаганды педофилии, по мнению Новолодского, вообще может привести к катастрофическим последствиям. Статус преступников сменится на правонарушителей. И вместо реального срока, по Уголовному кодексу, виновные будут отделываться штрафами. Но это пессимистичный прогноз.

А пока лояльные к секс-меньшинствам наблюдатели вкрадчиво вглядываются в пестрящие лицами уличные постеры. Что означают эти жесты, взгляды на изображенных парах — мужчин или женщин? И можно ли отнести запечатленные движения к неким действиям? Ведь каждый при желании найдет в образах то, на что способна фантазия.

Читайте также