Тайны лэмпворка: как создаются уникальные украшения из стекла

05.02.2025, 10:00

Видео программы «Чудо техники»

Люди, которые занимаются лэмпворком или флэймворком, в рекламе своих изделий утверждают, что продают целую галактику в кулоне.

Крошечные украшения заказывают со всего мира. Химик из Иркутска Елена Иванова, увлеклась работой со стеклом, когда была в декрете, а пару лет назад ее изделия уже вошли в список 100 лучших товаров России. Так любимое хобби превратилось в прибыльный бизнес.

Елена Иванова, кандидат химических наук, основатель бренда украшений лэмпворк, резидент «Сколково», автор двух патентов: «В химии, когда ты соединяешь в колбе несколько соединений, происходит химическая реакция, получается что-то новое. В пламени горелки происходит такая же магия».

Имя этому волшебству — лэмпворк, а мастера называют себя на итальянский манер — лэмперетты.

Ольга Чистякова, заведующая кафедрой художественного стекла Строгановского университета: «Лэмпворк — это работа на горелке с лампой, где из простой стеклянной трубки из боросиликатного стекла рождается какая-то фигурка, художественная пластика в стекле».

Художники создают целые выставки из кружевных скульптур, а стоимость отдельных произведений переваливает за 100 тысяч долларов. Есть, конечно, и более доступные варианты — всего от 65 рублей за бусинку. Но выдержит ли хрупкий материал повседневную носку? Чтобы сравнить шарик лэмпворк за 440 рублей со схожим по размеру из малахита за 715 рублей, экстремальных проверок устраивать не стали, все-таки камень против стекла — это разные весовые категории. Но выдержит ли кажущаяся хрупкой новинка хотя бы простые бытовые нагрузки? При падении на пол от бусинки ни одного осколка не отлетело, не разбилась она даже после третьего падения. Опыт пользователей тоже говорит, что такое украшение может служить очень долго.

Называть лэмпворк новинкой все-таки не очень правильно, он имеет многовековую историю. Первые украшения из цветного стекла производили мануфактуры в Древней Сирии, а c XIV века работать с горелкой начали венецианцы. В России этот промысел назывался камушным, им в начале XIX века занимались целые деревни в Дмитровском районе Подмосковья. Местные крестьяне искали альтернативные источники дохода на не слишком плодородной земле.

Бусы и пуговицы из-под Дмитрова расходились по всей стране. В начале XX века ремесленники объединились в артель, которая в советское время превратилась в стекольный завод в поселке Лавровки. Сегодня камушный промысел снова возрождается, только под иностранным названием. Современные лэмперетты не ограничиваются бусинками и пуговицами, а творят завораживающие галактики в капельке стекла. Цена на них доходит почти до 5000 рублей за штуку.

Елена Кулешова раньше была инженером вентиляционных систем, а сейчас она мастер по лэмпворку. На сотворение каждого стеклянного мира тратит в среднем 50 минут. Елена оборудовала мастерскую прямо у себя дома: инженерный опыт, немного терпения, 200 тысяч рублей и — рабочее место готово.

Елена Кулешова, мастер по лэмпворку: «Мое рабочее место — это газовая горелка. Здесь подходят кислород и пропан, смесь, вытяжка, здесь у меня стекла, заготовки и инструмент, печка, где происходит отжиг украшений. Также есть одеялко. Мы сюда можем положить изделия, которые делали до этого. Накопить их, а потом вместе отжечь уже в печке».

Начинающие мастера, желая сэкономить, часто покупают только горелку, а печкой пренебрегают. Такое может обернуться взрывом.

Антон Маршумов, член Союза художников России, мастер художественного стекла: «Представьте себе, что я только что закончил изделие. В каких-то местах стекло чуть потолще, в каких-то чуть потоньше. Поэтому в каком-то месте стекло уже остыло и сжалось, а в каком-то месте оно еще горячее. От небольшого соприкосновения, удара, может быть просто от сквозняка изделие может лопнуть. Если вы его снова суете в огонь, оно тут же взрывается. Печь не позволяет какой-то части остыть быстрее».

Стекло у Антона Маршумова буквально в крови, он потомственный художник, его родители заложили основу отечественного стеклодувного искусства, которое тоже можно по-модному назвать лэмпворком, только мастер дополнительно подключает свои легкие. Чтобы сгорело только ненужное и не было ядовитого следа, нужна вытяжка плюс специальные очки для защиты глаз за 5500 рублей. Но на первых порах все равно придется быть готовым на жертвы ради искусства.

Елена Кулешова: «У меня остались, кстати, шрамики. И руки обжигались, ладошки. Очень было тяжело первое время, но сейчас я уже со стеклом на ты».

В столь же близких отношениях со стеклом и химик Елена Иванова, сумевшая вывести лэмпворк на новый технологический уровень. Она создала особый материал — углеродное стекло.

Елена Иванова: «Однажды в одном музее минералов я увидела потрясающий красоты камень, который называется карборунд. Он на 90% состоит из углерода. Он мерцает просто невероятно. Следовательно, можно взять углерод и внедрить внутрь стекла, это даст уникальные эффекты».

Помимо радости для глаз, технология позволяет снизить себестоимость материала в 5 раз. Елена теперь развивает новацию, войдя в число резидентов «Сколково», и в скором времени обещает начать принимать на нее заказы. Пока лэмперетты используют мягкое муранское и тугоплавкое боросиликатное стекло. Создать свою бусинку на мастер-классах может любой желающий, туда принимают с 8 лет. Сам процесс создания этих диковин тоже занимателен, но нужно помнить о технике безопасности, тогда в пламени горелки может родиться настоящее чудо.

Все выпуски программы «Чудо техники».

Читайте также