Сотрудничество на высоте: Москва и Минск реализуют проекты в авиастроении

22.01.2025, 11:29

Видеосюжет: Сергей Савин
Видео программы «Сегодня»

Во всех сферах, в том числе в авиастроении, сотрудничество России и Белоруссии достигло беспрецедентно высокого уровня. Предприятия Союзного государства осваивают производство компонентов для новейших российских лайнеров. В планах и выпуск совместного компактного самолета. В Белоруссии также будут окрашивать импортозамещенные Superjet и МС-21.

Облепленный доковыми системами Ил-76 сейчас главный персонаж в цехе. Машина со стажем требует качественной косметики. Чтобы освежить самолет, потребуется больше двух недель, точнее, по технологическому графику 16 дней. Поверхность уже ошкурили, сейчас смывают пыль, потом обезжирят, загрунтуют и только потом авиаэмаль в два слоя и в несколько заходов. На все про все уйдет 800 килограммов лакокрасочных изделий.

Новейший современный комплекс по покраске и техническому обслуживанию белорусы запустили полгода назад. Сюда войдет практический любой самолет, даже грузовой авиамонстр вроде «Руслана». И это реальная перспектива. Предмет особой гордости — климат-система. На каждом этапе свои настройки температурных режимов и влажности. Если надо, то можно точечно — хвост, крыло, фюзеляж.

Очередь сюда уже расписана на несколько лет вперед. Приоритет своим — белорусам и россиянам. Более того, именно 407-й Минский завод будет красить новую линейку российской гражданской авиации. В качестве теста уже оформили ливрею Ту-214, теперь ждут импортозамещенные Superjet и МС-21.

Владимир Пекарский, генеральный директор ОАО «Минский завод гражданской авиации №407»: «Они рассчитывают на нас, поэтому мы уже понимаем, что нам надо будет отказаться от перекраски старых самолетов, ну, как старых, существующих, которые летают, и чисто заниматься покраской новых, либо заниматься и развивать, расширять свои возможности и площади».

Минчане выбирают глобальное расширение и заявку на лидерство в постсоветском пространстве. ТО, ремонт, покраска и запчасти — все в одном месте. Минский завод — монополист и по обслуживанию самолетов Як-40 и Ту-134. И дело не в жесткой конкуренции, просто здесь еще в 90-х сохранили и производство, и компетенции, к тому же авиапарк Ту-134 в России до сих пор значительный, чаще всего ведомственный.

Кратно растет производство запчастей и комплектующих именно для новых самолетов, счет номенклатуры на сотни единиц. На стенде представлена только малая часть. В этом году ожидают союзный рывок и инвестиционные пакеты с быстрой отдачей.

Владимир Пекарский: «Если даже в суммах сравнивать, примерно надо на пять умножить, отношение 2024 года к 2025-му. Если говорить в штуках, в единицах, в суммах. Мы прирастаем еще в оборудовании — было 9, станет 17 станков, но и это еще не предел. Есть идеи, нас поддерживает государство».

Компоненты для новых российских самолетов делают и соседи в Барановичах.

Андрей Тучин, главный инженер Авиационного ремонтного завода №558 г. Барановичи: «Сборочное производств все-таки отличается от ремонтного, для него нужны специфические пространства, ремонтный цех достаточно тесный, поэтому требуемая площадь в разы больше, чем мы имеем на сегодняшний день».

Здесь уже идет глобальная стройка. Авиазавод с белорусской стороны реализует союзный проект «Освей». Готовится запуск нового компактного 19-местного самолета. Сроки экстремальные, да и прежде завод никогда самолетостроением не занимался, профиль у производства специфический, как дипломатично здесь формулируют, ремонт другой авиации.

Андрей Тучин: «График создания этого самолета достаточно жесткий, учитывая, что в последнее время на создание нового самолета уходит около 10 лет. А у нас планируется 3–4 года».

Санкции мешают, но к ним приспосабливаются, во всяком случае инструментальный шкаф заполнен полностью. Чтобы не зависеть ни от кого, даже сверла изготавливают сами, для себя и под себя. Поэтапно будут построены и оснащены три новых заводских корпуса, каждый последующий больше другого. И пусть авиация малая, ангары будут словно под большую. Такова белорусская предусмотрительность.

Читайте также