Феномен «Иронии судьбы»: почему фильм Эльдара Рязанова до сих пор популярен

28.12.2024, 19:30

Видео программы «Центральное телевидение»

Рязановская комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!» — кино, с которым россиянам вновь предстоит встречать Новый год. Казалось бы, все уже столько раз посмотрели этот фильм, что знают его наизусть, а в киноистории приключений Жени Лукашина и злоключений Ипполита уже никак не может остаться каких-то белых пятен. Но те, кто так думает, оказывается, сильно ошибаются.

Перед тем как все телеканалы страны снова отправят Женю Лукашина в баню, журналисты в который уж раз перескажут историю о том, что на фото, которое падает в снег из окна, не Яковлев, а Басилашвили. Что у мамы Жени в одной из сцен на плече из ниоткуда появляется полотенце. Что в начальных титрах фильма «Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и искючительно в новогоднюю ночь» действительно куда-то пропала буква Л.

Героиня Барбары Брыльской: «Мое платье! Я забыла одеть праздничное платье».

А то, что учительница русского языка вместо того, чтобы надеть платье, его одевает, сейчас даже не воспринимается как ляп.

Эльдар Рязанов, кинорежиссер, народный артист СССР: «Я многих артисток очень хороших, очень талантливых наших пробовал на главную роль. Одна, скажем, была недостаточно красива. Третья была не музыкальная. Четвертая была вульгарноватой и ни о какой, так сказать, святой, большой любви на всю жизнь речь не могла идти — только об одноночевной интрижке, грубо говоря. Понимаете?»

До конца жизни режиссер слышал упреки — почему он не пригласил на главную роль русскую красавицу? И объяснял, что позвал Барбару Брыльску уже от отчаяния, перебрав чуть ли не всех актрис Советского Союза.

Эльдар Рязанов: «У нее было просто больше опыта играть любовные сцены. Я не говорю о личном опыте. Я думаю, что наши артистки не уступили бы Барбаре Брыльске в личном любовном опыте. Но на экране они могли выточить фрезу, подоить корову. А любовь у нас не снималась, у нас фильмов о любви не было».

В итоге Надю для Жени Лукашина Рязанов создавал по принципу три в одном. Одна женщина ее играла, другая — за нее пела. А голос героине подарила актриса Валентина Талызина, которая до сих пор считает, что практически вытянула весь фильм на своих голосовых связках.

Валентина Талызина, народная артистка РСФСР: «Мой голос подошел, я до сих пор с гордостью об этом говорю».

Столько лет прошло, уже и города такого нет — Ленинград. Но для этой истории словно и не существует срока давности. Сегодня Ипполиты стали лучше одеваться, с горячей водой в Питере почти нет проблем. Так почему же мы снова и снова обречены встречать Новый год в старой квартире на 3-й улице Строителей?

Созданный Андреем Мягковым образ и теперь живее всех живых. Инфантильный мужчина с кучей комплексов, который живет с мамой. Как сказали бы сейчас — лузер, у которого в пьяном предновогоднем угаре сбудутся все мечты. Сказочные сани (сначала самолет, а затем такси), как Емелю из русских сказок, привезут его в замок, где он, не прилагая к этому каких-то особых усилий, получит в награду заграничную принцессу. Может быть, в этом и кроется и секрет успеха рязановской комедии, и причина того, почему не стала такой же всенародно любимой «Ирония судьбы. Продолжение». Ведь уже в первых кадрах продолжения выясняется, что все свалившееся на него сказочное счастье Женя Лукашин, как и положено настоящему лузеру, благополучно слил в унитаз.

Перед тем как все телеканалы страны снова отправят Женю Лукашина в баню, можно было бы отделаться банальщиной, что вместе с героями возвращается и целая эпоха. Но это было бы ошибкой — эпоха возвращается и без них.

Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Читайте также