Чем российская высшая школа привлекает иностранцев

23.12.2024, 18:04

Видеосюжет: Ольга Зенкова
Видео программы «Сегодня»

Лечебное дело, судостроение и нанотехнологи вошли в топ специальностей, за которыми в Россию едут иностранцы, причем многие, отучившись на родине, в нашей стране получают второй диплом. В этом году в аудиториях насчитывается 355 тысяч студентов из-за рубежа.

Дипломированный инженер-электрик Туджи Хани Абдессалам из Алжира первое образование получил на родине, но это, как говорит студент уральского меда, была ошибка юности.

Туджи Хани Абдессалам, студент Уральского государственного медицинского университета: «Сидел, все подумал и решил, что Хани просто родился, чтобы стать врачом, хорошим хирургом».

В Алжире народная мудрость о том, что учиться никогда не поздно, авторитетом не пользуется. В медицинские вузы конкурс огромный, предпочтение комиссия отдаст вчерашнему школьнику, а Хани на момент поступления было уже 24 года.

Туджи Хани Абдессалам: «Россия открывала двери, шанс дала реализовать себя в будущем, поэтому я приехал».

Иностранцы все чаще выбирают вузы России для обучения. Лечебное дело — одно из самых популярных направлений. Всего же в нашей стране более 4000 образовательных программ для иностранных студентов. В топе специальности, связанные с ядерной энергетикой, судостроением, физикой и нанотехнологиями. Где еще учится нефтегазовому делу, как не в стране нефти и газа.

Александр Труфанов, первый проректор по информатизации Пермского национального исследовательского политехнического университета: «Это и аэрокосмическая отрасль, авиационное двигателестроение, машиностроение, строительное направление. Оно очень сильно у нас развито и очень, кстати, востребовано среди иностранцев».

В этом году в российских вузах учатся 355 тысяч студентов из-за рубежа, причем 30 тысяч из них на бюджете. Квоту для иностранцев правительство России ежегодно увеличивает.

Нурия Арнаутова, начальник Управления международного сотрудничества Челябинского государственного университета: «Обучая иностранных граждан, мы готовим специалистов для наших стран-партнеров. Когда студент отучился у нас, он едет дальше в свою страну, где развивает как политику, как науку, экономику этой страны, ну, и рассказывает, как ему жилось в России, то есть становится нашим амбассадором».

Муначонга и Грейс как раз из тех, кому в России посчастливилось поступить на бюджет. В Челябинском госуниверситете ребята из Замбии учатся на программистов. Заявку они подавали онлайн через агентство Россотрудничество и на собеседованиях обошли тысячи конкурентов из разных стран.

Банда Грейс Мазуба, студентка Челябинского государственного университета: «У нас были интервью, тесты, надо знать русский язык, культуру, иметь хорошие оценки в школе».

На зависть однокурсникам Грейс и Муначонга получают двойную стипендию — ежемесячную от вуза, как и все, чуть больше 2000 рублей, и ежеквартальную от родного государства — 89 тысяч замбийских квач (это примерно 30 тысяч рублей). Впрочем, в Россию студентов привел отнюдь не материальный расчет.

Мутолоки Муначонга Элайджа, Студент Челябинского государственного университета: «Ваша история очень большая и очень интересная для меня. Язык трудный, но очень красивый язык».

Трудный и красивый, великий и могучий не всем дается легко. Иностранным студентам в российских консерваториях понять преподавателей помогает язык музыки и переводчик телефоне. В Санкт-Петербургской государственной консерватории учатся 350 граждан Китая.

Гуань Чэнюань, ассистент-стажер Санкт-Петербургской государственной консерватории имени. Н. А. Римского-Корсакова: «Санкт-Петербург — самый известный культурный город. Здесь родились очень многие композиторы: Римский-Корсаков, Чайковский, мой любимый писатель Достоевский. Я очень хотел посетить дом-музей, где он жил и работал. Моя мечта сбылась».

Некоторые из них первое музыкальное образование получили на родине, как Сюй Иву. Профессия дирижера хора на его родине пользуется почетом и хорошо оплачивается.

Сюй Иву, ассистент-стажер Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова: «Диплом бакалавра я получил в Синхайской консерватории в Гуанчжоу. В Санкт-Петербурге много замечательных преподавателей по специальности „хоровое дирижирование“, и я очень хотел учиться у них. Я уже узнал много о дирижерских приемах. И это очень ценные знания».

По словам студентов, подготовка музыкантов сильно отличается. В России она включает не только занятия на инструменте или вокал, но и изучение истории всемирной культуры и специфики музыкальных стилей.

Мария Людько, заслуженная артистка РФ, декан вокально-режиссерского факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова: «Мы передаем огромный пласт культуры русской и европейской нашим партнерам, нашим друзьям, мы можем научить любить нашу страну, научить любить нашу культуру».

Те, кто едут в Россию, признаются, что страна привлекает не только сочетанием двух культур — азиатской и европейской, но и уникальной природой и архитектурой, а российский диплом высоко ценят в Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме и Сербии.

Читайте также