От пенсионеров до студентов: как мошенники убеждают россиян устраивать поджоги

23.12.2024, 14:13

Видеосюжет: Илья Ушенин
Видео программы «ЧП»

Сегодня стало известно об очередном случае поджога банкомата. На этот раз в Красноярске. По словам 19-летней студентки, неизвестные в интернете внушили ей, что родители якобы финансируют «недружественную страну». Они убедили девушку, что лишь она сможет помочь избавить родственников от уголовной ответственности. Только за последние дни совершены десятки подобных поджогов. Люди, попадающиеся на провокации, разных возрастов и социальных статусов — от пенсионеров до учащихся.

Со стороны это больше напоминает какое-то массовое помешательство — несколько десятков поджогов за пару дней. Студенты и пенсионеры, массажист, разнорабочий и учитель младших классов. Приличные социализированные люди вдруг с петардами или бутылками с горючей смесью появляются в общественном месте. Объектами атак стали отделения МФЦ, почты, банков и торговые центры. Все поджигатели действовали по указке телефонных кураторов, которые нашли индивидуальный подход к каждому, согласившемуся на преступный акт.

63-летний житель подмосковного Королёва, например, запустил фейерверки в помещении МФЦ. Хорошо, что посетителей почти не было, а сотрудники успели попрятаться под столами. Поджигателя задержали. Он рассказал, как попался на удочку мошенников: те сначала вынудили мужчину отдать все накопления, а потом признались в обмане и пообещали вернуть деньги, если он устроит фаер-шоу сразу по двум адресам. Почему вероятность того, что пострадают или даже погибнут обычные люди, его не остановила, задержанный объяснить не может. Говорит, что телефонные собеседники все время поддерживали эмоциональный накал, и у него не было времени обдумать происходящее.

Пенсионеры и люди предпенсионного возраста оказались самыми незащищенными перед атакой телефонных террористов. В Москве 70-летняя пенсионерка устроила салют в торговом центре, охране даже пришлось проводить эвакуацию.

Но не только пожилые в зоне риска. В Красноярске студентка устроила пожар в отделении банка, облив бензином банкоматы. Мгновенно вспыхнувшее пламя охватило не только вестибюль, но и саму поджигательницу. Учащаяся педагогического вуза с ожогами первой и второй степени сейчас в тяжелом состоянии в больнице. Поэтому выяснить, как сотрудники украинских колл-центров заставили ее совершить непоправимое, пока нельзя.

Почерк в подобных ЧП один — сначала выведите деньги на условно безопасный счет, затем, чтобы их вернуть, нужно выполнить задание. В итоге жертва и лишается сбережений, и совершает преступление.

Армен Гаспарян, политолог: «Это спланированная, хорошо подготовленная операция информационно-психологического воздействия на граждан страны. Для чего это делается? Чтобы панику вызвать. Мне кажется, чем больше о таких случаях будут говорить, тем быстрее дойдет до самых нерадивых. Не совершайте роковых ошибок. Если вы уже попали в такой переплет судьбы, обратитесь в правоохранительные органы».

По словам экспертов, силовики вовсю пытаются снизить такую интернет-активность — блокируют популярные на Украине и среди российских пенсионеров в глубинке мессенджеры Viber и Discord. Но мошенники быстро переключались на другие способы связи и продолжали обзванивать людей. Разумеется, работают не обычные колл-центры, а целые группы психологов, которые всего несколькими фразами могут убедить людей пойти на преступление против своих же сограждан.

Член СПЧ Александр Малькевич считает, что сейчас нужно кричать о проблеме на каждом углу и в первую очередь информировать самую незащищенную категорию граждан — пенсионеров. Хотя были случаи, когда и кандидаты наук вытворяли что-то подобное.

Александр Малькевич, член Совета по правам человека при президенте РФ: «Мы должны людям через популярные программы, через плакаты в подъездах, какие-то карточки объяснять алгоритм действий, как себя вести, если тебе звонят эти мошенники, чего не нужно делать ни в коем случае».

Психологи и силовики напоминают — ни СК, ни ФСБ не будут звонить вам и просить перевести деньги на безопасные счета. Банки тоже не будут этим заниматься, а если и заблокируют что-то, то об этом вы и без звонков узнаете.

Константин Услистый-Рыбченко, клинический психолог: «Если поступает подозрительный звонок, лучше сразу распрощаться, сказать „до свидания“».

Целями телефонных мошенников стали в эти дни и правоохранительные структуры. Пенсионерка из Брянска была на связи с «сотрудниками ФСБ из Москвы». Псевдосиловики потребовали от нее поджечь машину полиции — якобы на огонь должны были прилететь вертолеты со спецназом. Разумеется, никто никуда прилетать не собирался.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также