Видео программы «Сегодня»
В Оренбурге местные жители пытаются доказать в суде, что в их доме никогда не останавливался писатель Владимир Даль. Так несколько лет назад решил некий эксперт, когда проанализировал архивы, а затем местный Минкульт присвоил зданию статус объекта культурного значения. Теперь появился еще один участник дела, который пытается выкупить квартиры за бесценок, чтобы открыть там музей.
Где еще увидишь общедомовое собрание, на котором так тщательно изучают биографию Владимира Даля. Жильцы здания, расположенного в центре Оренбурга, увлеклись историей, чтобы доказать, что в их доме составитель толкового словаря никогда не жил.
Елена Первушина: «Меня поражает в этой ситуации, как можно манипулировать историческими фактами. Сначала вроде как это дом матери Даля, потом это уже становится дом Даля, потом это вообще неизвестно какой дом будет».
Известно, что Владимир Даль жил в Оренбурге 8 лет, служил чиновником особых поручений, писал повести и рассказы, собирал материал для словаря и встречался с Александром Пушкиным, который приехал изучать историю восстания Емельяна Пугачёва. В городе установлен памятник Пушкину и Далю. Точных сведений о месте проживания писателя нет, но в архиве сохранились записи о доме матери Владимира Даля, которая отправилась в Оренбург вслед за сыном.
Евгений Попов, Объединенный государственный архив Оренбургской области: «На плане схематично изображен квартал, поделенный на дворовые места. Одно из дворовых мест принадлежало Ульяне Христофоровне Даль».
В 1879 году «Губернские ведомости» писали, что город «посетило величайшее бедствие, которого Оренбург не видел еще никогда, разразился опустошительный пожар». Жильцы считают, что именно тогда дом Даля сгорел.
Ангелина Строилова: «Правление казачьего войска, оно через дорогу, оно сгорело. Оно проходит во всех отчетах и во всех статьях. Но в архиве сохранились документы, свидетельствующие об обратном».
Евгений Попов: «Мы можем увидеть, что сгорал центр города. Этот квартал, согласно представленной схеме, не пострадал».
Ангелина Васильевна Строилова родилась в этом доме, здесь жили ее предки.
Ангелина Строилова: «Моя бабушка, дедушку расстреляли, он служил в казанском соборе. Я только
В доме раздора пять квартир и одно нежилое помещение, которое купила Наталья Матвиенко, чтобы открыть салон красоты.
Наталья Матвиенко: „Было оно в плачевном состоянии. Ремонт был очень плохой, разбиты стены, грязь, холод, было отключено отопление“».
Женщина взяла кредит, сделала ремонт, а позже здание признали объектом культурного наследия. Салон пришлось закрыть. Вместе с особым статусом у собственников появилось и охранное обязательство, то есть реставрация за свой счет.
Дарья Раевская: «Проведение
Собственникам предлагают продать квартиры меценату, но сумма выкупа людей не устраивает.
Ангелина Строилова: «Приходят, 2,5 миллиона за 100 квадратных метров предлагают. Мне кошку, собаку собрать, узелок взять и, наверное, палатку в роще поставить».
Нашлись и те, кто согласился на переезд. Две квартиры в доме уже проданы.
Вера Арнгольд, председатель совета Оренбургского областного отделения ВООПИиК:
Историческая драма еще не закончилась. Оспорить статус дома жителям не удается. Суд они проиграли, но настроены на апелляцию.
Читайте также
- Лишали жилья или давали ссуду: СК заинтересовался фирмой ростовщиков
- Галерную гавань в Петербурге продолжают застраивать, несмотря на запрет суда
- Суд признал Николаевский дворец в Петербурге федеральной собственностью
- Живущий в аварийном доме
отец-одиночка из Воронежа рискует остаться без жилья - Накачивали наркотиками и убивали: начался суд над бандой черных риелторов
- В Москве брат и сестра могут оказаться на улице
из-за кредита умирающей мамы