Россияне подают иски к фитнес-клубам из-за запрета общаться на тренировках

16.12.2024, 14:15

Видеосюжет: Иван Губин
Видео программы «ЧП»

В фитнес-клубах страны теперь и поговорить нельзя. Организаторы считают, что некоторые инструкторы под видом обычных клиентов приходят в зал и тренируют посетителей за деньги. С одной стороны, владельцев можно понять, но доходит и до абсурда. В столице мужчине аннулировали абонемент, потому что он показывал технику упражнений своей жене.

Видео из фитнес-клуба, как и многие другие сделанные Анастасией до этого, должны были стать достоянием ее ленты в соцсетях. На кадрах вместе с подругой Анастасия отрабатывает новое упражнение, советуют друг другу, как лучше — со стороны же виднее. И все равно сделали все неправильно — оказывается, тягать снаряды нужно молча. Таковы правила, о чем назидательно напомнил администратор зала.

«Вы технику поправляете — это называется тренировка. У нас запрещено. Ни подруге, ни жене, ни парню. Хотите тренировать? Выходите к нам работать на аренду. Платите 40 тысяч и тренируйте», — заявил администратор девушкам.

Тренировкой, по мнению сотрудника фитнес-зала, считается любое взаимодействие между членами клуба. А потому любая попытка девушек объяснить, что они просто совместно упражняются, подсказывают друг другу и никто из них даже образования соответствующего не имеет, успехом не увенчались.

Анастасия Тихомирова: «Аргументы очень странные, было ощущение, что человеку лишь бы докопаться. Аргументы были очень странные, мы говорим: „Мы подруги, мы друг друга не тренируем“. Она говорит: „Вы делаете не по очереди“. Закончилось тем, что нам пригрозили, что у нас там аннулируют абонемент».

Когда видео попало в Сеть, стало ясно, что ситуация не уникальная. Сотни комментаторов поделились своими историями, когда их якобы уличали в незаконной тренерской деятельности, причем с некоторыми даже не проводили никаких бесед, как это было с Викторией Максаковой. Она так же занималась с подругой, для которой этот поход в зал был вообще первым.

Виктория Максакова: «Я прихожу, сканирую свой браслет и понимаю, что я не могу пройти. У меня оповещение, что, извините, вам доступ в клуб запрещен, пройдите на ресепшн. Я прихожу, и мне говорят: „Вы проводите тренерскую деятельность“».

С такой же формулировкой подошли и к Сергею Кузьмину, когда он снимал на видео тренировку своей жены. Через несколько дней после этого в зал мужчина уже не попал. И просто так этого не оставил. Шеф-повар по первому образованию, а ныне руководитель собственного продакшена, пошел в суд и выиграл. Мужчина доказал, что запрещать общаться с собственной супругой в фитнес-зале ему никто не может. К слову, доступ в клуб Сергею тоже разблокировали, и теперь за ним пристально наблюдают.

Сергей Кузьмин: «В каждом клубе есть моя фотография о том, что к этому человеку особое внимание. Они создают сами себе такую документальную базу, они пишут правила оферты, что нельзя подсказывать, нельзя делать корректировки, нельзя вести счет, нельзя общаться на фитнес-темы. И для некоторых тренеров это как красная тряпка, они используют правила как оружие. Но эти правила под законом, а не над ним».

Все правила прописаны в договоре оферты, которую порой не совсем легко найти на сайте. Обновляются пункты постоянно. Вот только об изменениях в документе, судя по всему, уведомляют нечасто, хотя стоило бы, отмечает Сергей. В его случае с каждой редакцией договора правила только ужесточались. Вплоть до того, что теперь нельзя даже смотреть видео чужих тренировок в зале и повторять за человеком на экране. И такие запреты отчасти оправданы.

Ольга Киселёва, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии: «Это чаше всего связано с рисками жизни и здоровью человека, которые тренируются на площадке конкретного фитнес-клуба и фитнес-студии, на которой он получает физкультурно-оздоровительные услуги. И если с ним что-то происходит на территории фитнес-клуба, в любом случае ответственность несет генеральный директор юридического лица, который оказывает услуги».

Другое мнение в том, что такие драконовские формулировки в договоре оферты — способ заработать, навязать услуги местного тренера. Впрочем, с чем все согласны, так это с деталями, которые нужны исправить. Речь про тонкий вопрос терминологии.

Николай Сафьянова, юрист: «Формулировка о том, что запрещено проводить тренировку, она довольно двоякая и она должна подразумевать под собой определенную терминологию. Кто такой тренер? Что такое персональная тренировка? Чем она отличается от совместной тренировки двух друзей, приятелей, супругов и так далее. Это ответственность клуба — обосновать, почему они ограничивают человека в том или ином праве».

Пока же клиенты залов, которых обвинили в нарушении правил, начали объединяться, чтобы подать совместный гражданский иск, тем более что успешный прецедент уже есть.

Читайте также