Израиль, США, Турция: какую роль они сыграли в перевороте в Сирии

15.12.2024, 20:21

Видеосюжет: Алим Юсупов
Видео программы «Итоги недели»

Вооруженная оппозиция в Сирии демонстрировала умение работы с медийным контентом и при содействии сочувствующих как с Запада, так и с Востока, умело выстраивала свой имидж. Впрочем, режим Асада свергали совершенно разные структуры, ситуативно объединившись. Теперь они могут так же ситуативно начать враждовать друг с другом? Страна на пороге дележа ее территории, на пороге новой гражданской войны или на пороге построения новой государственной системы? За неделю после свержения Асада вопросов меньше не становится.

Сирия — теперь с новым флагом и новым правительством. Главное лицо этой власти тоже начинает жизнь с чистого листа. Известный прежде как Аль-Джулани, за голову которого в США была объявлена награда в 10 миллионов долларов, теперь просит называть себя настоящим именем — Аш-Шараа. И, кажется, пытается соответствовать ожиданиям Запада, где в последние дни его называли «конструктивным джихадистом».

Ахмед аш-Шараа, лидер сирийской вооруженной оппозиции: «Я хочу поздравить великий сирийский народ с победой благословенной революции. И я приглашаю всех выйти на площади, чтобы выразить свою радость. Не стреляя и не пугая людей».

Однако радость без стрельбы в новой Сирии пока невозможна. Вооруженная оппозиция, захватившая Дамаск ровно неделю назад, сейчас контролирует крупные города и территории на западе. При этом на востоке продолжаются бои с враждебными новым властям курдскими формированиями. На юге — военные базы США, отношения с которыми — пока вопрос открытый. На севере, откуда оппозиция начала свой поход, Турция. Ее намерения тоже пока не ясны. Заявление Эрдогана о братских городах — Дамаске, Алеппо, Идлибе и Ракке — прозвучали настолько двусмысленно, что Анкаре даже пришлось объяснять — президент не имел ввиду включение их в состав Турции.

Похоже, единственный из многочисленных внешних игроков, кто не скрывает ни своих интересов, ни своих планов, это Израиль. Через считаные часы после взятия оппозицией власти в Дамаске, он ввел войска и в нейтральную зону, и вглубь Сирии, по сути захватив часть ее территории, в придачу к той, которую аннексировал еще 40 лет назад.

Биньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля: «Голанские высоты навсегда останутся неотъемлемой частью государства Израиль. Мы, как и обещали, меняем облик Ближнего Востока. Израиль укрепляет свои позиции в качестве центра силы в нашем регионе».

Одновременно с этим Израиль начал интенсивные авианалеты и бомбардировки почти всей территории Сирии, вскоре заявив об уничтожении практически всех ее сил ПВО и полном разгроме военного флота. Сирия давно под прицелом у Израиля, ведь Асад был союзником и Ирана, и ливанской «Хезболлы». Теперь в Иерусалиме, с одной стороны, спешно пытаются извлечь максимум выгод. Но, ввязываясь в военную операцию на еще одной своей границе, сразу портят отношения и с новыми сирийскими властями, и обостряют без того напряженные с Турцией, которая, по некоторым данным, готова сбивать израильские самолеты, если они будут наносить удары, выгодные курдским группировкам.

Главный союзник, Вашингтон, тоже явно не в восторге. Там говорят, что надеются на временный характер действий Израиля. При этом Иерусалим даже не объясняет, чем все это должно закончиться. У правительства Нетаньяху, похоже, нет никакого долгосрочного плана стабилизации. Это раздражает и беспокоит США. Они не хотят стать частью полномасштабного конфликта, который портит их репутацию, делает целью для террористов и грозит втянуть в войну, дорогостоящую и с неизвестным результатом. Но Нетаньяху только повышает ставки, причем не только для себя и Израиля, но и для всех: и для друзей, и для врагов.

Сирийский пожар явно раздували со разных сторон. В Тегеране заявляют, что это дело рук Израиля. В Израиле кивают на Турцию, которая не скрывала и сейчас повторяет, что ее цель — борьба с сирийскими курдскими силами. И практически все уверены — без участия США не обходится ни одно ближневосточное обострение.

Макс Блюменталь, журналист: «Американцев пытаются убедить, что сирийцы сами свергли правительство. Но ведь именно в Вашингтоне действовала так называемая Сирийская оперативная группа. Это главная лоббистская организация сирийской оппозиции, которая получала миллионы долларов от Госдепа и помощь от Пентагона».

Американские СМИ пока осторожны в оценках новых властей Сирии, но падение правительства Асада преподносят как несомненное благо. Например, массовое освобождение заключенных из тюрем CNN превращает в проникновенный репортаж, в котором, правда, сразу заподозрили постановку. И никакой уверенности в том, что новые сирийские власти окажутся гуманнее и эффективнее в управлении по сравнению с прежними, нет ни у кого — ни в американской администрации, ни у аналитиков. American Conservative прямо говорит, что, стремясь сокрушить ось сопротивления Ирана и его союзников, Вашингтон создал деспотичную ось страданий — для арабских народов, которых приносят в жертву американским интересам.

Джеффри Сакс, профессор Колумбийского университета: «Все началось с Ирака. На очереди были Сирия, Ливан, Иран, Ливия, Судан и Сомали. Я хочу, чтобы люди поняли: США или их прокси развязали войны в шести из этих семи стран. Это был список Нетаньяху, когда он пришел к власти. Его идея была в том, что Израиль должен доминировать над палестинцами, поэтому нам нужно свергнуть все правительства, которые их поддерживают».

Теперь многие вспоминают выступление ливийского лидера на заседании Лиги арабских государств как раз в Дамаске. Был там и президент Асад, тогда слушавший с улыбкой, как Каддафи предупреждает, что Ирак — не последняя жертва геополитической стратегии Вашингтона.

Муаммар Каддафи, лидер Ливии: «Иностранная держава оккупирует арабское государство и вешает его президента. А мы тут сидим в стороне и смеемся. Почему не расследуют убийство Саддама Хусейна? Руководителя целой арабской страны казнили через повешение. За что? Любой из вас может стать следующим!»

Уже через три года следующим стал сам Каддафи, которого линчевали боевики ливийской оппозиции после того, как авиация НАТО разбомбила его кортеж.

Когда пришла очередь и Сирии, в 2011-м там начались столкновения оппозиции и правительства Асада, многим уже тогда было понятно, за что в действительности идет борьба.

Владимир Жириновский, председатель ЛДПР (1992–2022): «Цель — убрать Сирию как нынешнее государство с тем, чтобы позволить арабскому газу, в основном из Катара, выйти к Средиземному морю, чтобы он поступал в Европу, и Европа бы меньше потребляла российского газа. Вторая — в целом контроль над Ближним Востоком, его переформатировка. Сценарий есть, режиссеры есть, исполнители есть».

Теперь, спустя 13 лет, уже примерно понятно, кто в какую игру сыграл. И США, и Израиль, и Турция получили свои выгоды — впрочем, чреватые неприятностями в случае радикализации нового режима.

А статистами с незавидной ролью оказались европейцы. Приняв несколько миллионов сирийских беженцев, а вместе с ними получив экономические и социальные издержки, теперь они рискуют оказаться под угрозой еще большего наплыва — бегущих уже от новых властей. Это и могут быть и национально-религиозные меньшинства, и бывшие солдаты правительственной армии, и обычные сирийцы, устремившиеся прочь из новых очагов боевых действий.

Все выпуски программы «Итоги недели».

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также