Эрмитаж открыл новые залы экспозиции «Галерея Петра Великого»

09.12.2024, 20:15

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня»

Сегодня в государственном Эрмитаже при поддержке «Газпрома» открылись новые залы постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого». В эти дни в Санкт-Петербурге проходит фестиваль «Дни Эрмитажа». Он посвящен 260-летию крупнейшего в мире художественного и культурно-исторического музея. Гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский праздничные дни проводит на работе, там же встречает и день рождения. Сегодня выдающемуся российскому ученому-востоковеду исполнилось 80. Он более 30 лет возглавляет один из самых популярных музеев страны, продолжая дело своего отца.

Даже не двойной, а тройной праздник. Во-первых, в Эрмитаже сегодня праздновали День святого Георгия Победоносца, сегодня же в музее открылась три новых зала галереи Петра Великого и все это случилось в день 80-летия генерального директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.

Церемония в Георгиевском зале Эрмитажа в этот раз получилась особенно торжественной. Под оркестр почетный караул вынес знамена и прозвучали поздравления в адрес директора Эрмитажа. Были зачитаны поздравительная телеграмма от президента и указ о награждении Михаила Пиотровского орденом «За заслуги перед отечеством» первой степени за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства. Сегодня же юбиляр открыл новые залы галереи Петра Великого, которую музей создает при поддержке «Газпрома».

Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа: «Петр Великий — все мы его хорошо знаем, все мы его всегда почитаем, но образ его мы все время немножечко меняем: он у нас то царь-плотник, такой весь трудяга, то он у нас щеголь в Париже, то он у нас ученый, академик и не просто так, а за исследованием Каспийского моря».

Кроме двух новых залов, обогатилась коллекция уже открытых отделов экспозиции. В мозаичном зале, посвященном Михаилу Ломоносову, появились сделанные по его заказу научные приборы и у посетителей выставки появилась возможность увидеть, какими средствами популяризировали науку в 18 веке. Была обновлена портретная галерея, где представлены портреты представителей высшего света в исполнении не только иностранных мастеров, но и первых русских профессиональных художников. Изобразительное искусство в середине 18-го века буквально пошло в народ, несмотря на то, что профессионалов не хватало.

Наталья Бахарева, куратор экспозиции: «Многие обучались у местных иконописцев, местных живописцев, были самоучками. Стало модно в дворянских семьях заниматься всяческими художествами. Вот эти вот работы, доакадемические, они во многом наивны, их часто называют примитивами. Но при этом они очень своеобразные, такие очень теплые».

Этому теплому наивному дворянскому искусству и посвящен один из новых залов галереи. Кроме шикарного блестящего гобелена, изображающего имение владельца и фамильных портретов, выполненных в скромных пределах владения кистью, здесь представлено еще одно, крайне популярное явление быта того времени — обманки. Это могли быть нарисованные предметы быта на нарисованной же деревянной доске или же человеческие фигуры в натуральную величину.

Второй из новых залов рассказывает о чрезвычайно модном течении 18-го века — изображениях экзотических животных и экзотических людей. В России 18-го века таковыми считались мавры и китайцы. Но это не было настоящее азиатское искусство, это скорее представление европейцев об азиатском искусстве и называлось оно «шинуазри», буквально — китайщина. Термина «импортозамещение» тогда не было, но все эти прекрасные вещи были сделаны в России, также, как и императорский фарфор, который не то, чтобы завершает галерею, а скорее служит намеком на ее продолжение.

Читайте также