Свержение Асада: кто направляет сирийскую оппозицию

08.12.2024, 21:24

Видеосюжет: Алим Юсупов
Видео программы «Итоги недели»

Множество разрозненных оппозиционных группировок почти две недели назад как по команде объединились, чтобы начать поход на Дамаск. Теперь аналитики пытаются понять, кто направляет сирийских повстанцев и чем обернется эскалация в регионе.

Этой ночью на улицах Дамаска появились вооруженные люди, был захвачен аэропорт и взято под контроль здание государственного телевидения. Уже утром в его эфире объявили о свержении Башара Асада. Те, кто называет себя Национальным переходным советом, заявили, что дела в Сирии берут в свои руки «силы революции и оппозиции». Глава официального правительства записал короткое видео, в котором сообщил, что остается в стране и намерен обеспечивать работу государственных институтов и мирную передачу власти. Все это стало кульминацией наступления целой армии различных военизированных группировок, которое началось 12 дней назад.

Военизированные группировки весьма разношерстные: в одних районах — те, кого называют протурецкими, в других — их враги из курдского ополчения, а также отряды под названием Демократические силы, Свободная армия, Национальная армия. И все они несколько дней назад как по команде выступили против правительства. Впрочем, разглядеть какую-то одну направляющую их руку пока не получается.

Бертран Шоллер, политолог: «В Сирии, начиная с „арабской весны“, действуют разные террористические движения, несколько раз были попытки цветных революций, в том числе при поддержке Запада. Теперь появилось много других факторов, например, последнее обострение вокруг Израиля».

Омар Сайфо, научный сотрудник Института исследований Ближнего Востока: «Есть Турция, которой все это время не удавалось наладить диалог с Дамаском. На ее территории 3,5 миллиона сирийских беженцев, что обостряет там экономическую и политическую обстановку. Турки хотели бы, чтобы эти люди вернулись на родину. Есть Иран, который все это время поддерживал правительство Асада. Есть Израиль, для которого Сирия — в первую очередь союзник Ирана».

Аксем Сулейман, специалист по Ближнему Востоку: «Это эскалация не локального, а международного масштаба, где у всех свои интересы, которые во многом не совпадают: и у Запада, и у Турции, и у Израиля, и у Ирана, и у России. Пока ясно, что раньше сирийцы не сталкивались ни с чем подобным».

С самого начала было понятно, что ситуация критическая, но зарубежные дипломаты и политики все это время делали обеспокоенные, но редко конкретные заявления. Прямолинейно высказывались в Иране, обвиняя во всем Израиль. В США пока ограничились сообщением, что внимательно следят за событиями и поддерживают связь с региональными партнерами.

При этом они имеют в стране свои интересы: с одной стороны, в Сирии находятся базы американских военных, которых ввели туда еще под предлогом борьбы с террористами, но которые, как говорили в Дамаске, занимаются прикрытием вывоза сирийской нефти из неподконтрольных правительству курдских районов. С другой, Вашингтону не нравится, что Сирия помогала антиизраильскому сопротивлению, и теперь наступил слишком важный для Израиля момент, чтобы его упустить.

Сам Израиль отреагировал быстро, уже сегодня утром отправив дополнительные силы ЦАХАЛ в буферную зону на сирийской границе, а также нанеся несколько авиаударов по Дамаску и его пригородам. Израилю выгоден кризис в Сирии, поскольку через нее шло иранское снабжение «Хезболлы». Но в перспективе все это может обернуться для еврейского государства серьезными проблемами. Почти все нынешние сирийские группировки признаны террористами и ООН, и США. А правительство Нетаньяху уже играло в эту рискованную игру, когда, поддерживая раскол среди палестинцев, взрастило ХАМАС. В итоге сейчас они имеют дело с самым серьезным вызовом в своей истории, отягощенным внутренним расколом вокруг ситуации с израильскими заложниками.

По этому поводу неожиданно грозно выступил избранный президент Дональд Трамп, заявивший на неделе, что если к моменту его инаугурации заложники не будут освобождены, то на Ближнем Востоке «заплатят адскую цену».

Аксем Сулейман: «Всю политику США на Ближнем Востоке можно назвать провальной, ведь именно они определяли вектор развития региона последние 30 лет. США не видят там ничего, кроме собственной выгоды и интересов даже не американского народа, а своих элит. Ковбойские высказывания Трампа никак не способствуют урегулированию. Надо вести диалог со всеми, в том числе иранцами и сирийцами».

Но вести диалог по сирийскому вопросу Трамп не собирается. В своих соцсетях он написал, что Сирия — это бардак и США в это вмешиваться не должны.

До последнего пыталась содействовать мирному решению астанинская «тройка», куда входят Россия, Турция и Иран. Министры иностранных дел встретились вчера вечером в Катаре, призвав к сохранению суверенитета страны.

К сегодняшнему утру ситуация в Дамаске осложнилась, но принцип, на котором Россия строила свою политику в отношении этого долгого конфликта, не изменился и даже доказал свою актуальность. Москва заявляла о необходимости внутрисирийского диалога между различными политическими силами. В своем сегодняшнем заявлении МИД РФ отмечает, что находится в контакте со всеми группами сирийской оппозиции и будет содействовать проведению переговоров между ними. Их предлагается провести под эгидой ООН в Женеве.

Все выпуски программы «Итоги недели».

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также