Парламент Великобритании готовится легализовать эвтаназию

29.11.2024, 11:00

Видеосюжет: Елизавета Герсон
Видео программы «Сегодня»

Сегодня парламент Великобритании планирует рассмотреть один из самых неоднозначных законопроектов последнего времени. Депутаты обсудят вопрос легализации эвтаназии в Англии и Уэльсе. Это уже не первая попытка провести инициативу через Палату общин. На этот раз у документа больше шансов — подавляющее большинство подданных Его Величества поддерживают право на уход из жизни по собственной воле.

В британском парламенте уже обсуждали билль об эвтаназии в 2015 году. Тогда его отклонили. Побоялись превышения полномочий врачами. Против выступал премьер-министр Британии того времени Дэвид Кэмерон. Но теперь у этой идеи этой случился рецидив.

Тот же Кэмерон сегодня передумал и заявил, что поверил в строгие рамки нового закона, что не видит больше риска легализовать этим законом самоубийство для самых слабых в обществе — бедных, неустроенных, психически больных. Хотя именно это опасение — что человек, потерявший работу или семью, может по своему желанию и за подписью врача уйти из жизни — остановило в 2015-м и Кэмерона, и других британских членов парламента. При этом за годы, прошедшие с того голосования, появились тысячи доказательств справедливости таких опасений из стран, где эвтаназия разрешена — Канады и Швейцарии. Independent писала: «Паралимпийская спортсменка говорит, что Канада предложила ее умертвить в ответ на просьбу установить в своем доме пандус».

Безусловно, смертельная инъекция дешевле и проще, чем возиться под дверью с сырым бетоном или бороться с чужой депрессией.

Джудит Гамильтон, мать Алистера: «У него были назначена консультация с врачом на следующий месяц. Мы знали, что он в депрессии, но причины этого, как и причина резкой потери веса, еще не была определена. Но мы не думали, что он зашел в такой тупик, мы думали, что его жизнь еще могла наладиться».

Алистер Гамильтон — британец 47 лет, жил с родителями. Не женат, детей не было, работу учителем химии потерял. Был подавлен, но у него не было неизлечимой болезни. Алистер сказал матери, что едет в Париж развеяться. Его прах прислали матери из швейцарской клиники через неделю — развеять.

В швейцарскую клинику, похожую на склад рядом с небольшим асфальтовым заводом, Алистер приехал из Англии один. В Швейцарии разрешено помогать людям покончить с жизнью, если это не делается с целью получения прибыли. Такие похоронные бюро, куда клиенты поступают еще живыми, называются благотворительными. Впрочем, 11 тысяч фунтов с Алистера взяли. Предоставили полный пакет услуг: яд, кремацию, отправку праха домой.

Его попросили заполнить анкету в 300 слов. Он написал, что у него плохое настроение, усталость и болит живот. Никого из сотрудников не смутило, что от этого не умирают и что близкие Алистера не извещены о его решении.

Люди с психическими заболеваниями — это не то, что обсуждают сегодня в британском парламенте. В Лондоне говорят только о неизлечимо больных взрослых, жизнь которых подошла к концу, и которым предлагается быстрая смерть в определенное время.

В преддверии новостей из Британии индустрия смерти уже потирает костлявые ручки с косой и готовится заработать на переносных газовых камерах. А в лондонском метро уже расклеили социальную рекламу. Молодая красивая женщина, как и положено в рекламе, танцует, приговаривая: «Мое предсмертное желание — не дать моей семье увидеть мои страдания».

Так как этот документ правильно назвать: билль об облегчении последних неизбежных страданий или об облегчении самоубийства? Судя по опыту Швейцарии и Канады, многовековое табу нарушено, процесс пошел, теперь признано гуманным и либеральным умертвлять человека в его же интересах.

Читайте также