Баррикады и горы навоза: в ЕС вновь вспыхнули протесты из-за помощи Киеву

24.11.2024, 20:59

Видеосюжет: Ксения Некрасова
Видео программы «Итоги недели»

Помощь Киеву подорвала экономику Евросоюза. На ее восстановление, согласно подсчетам, потребуется еще порядка 700 млрд долларов. Но средств на это не предусмотрено.

Скидывая к зданиям местных администраций груды мусора и навоза, одновременно заливая им еще и правительственные фасады, европейские фермеры делали все, чтобы власти наконец-то почувствовали их гнев.

В Британии из-за планов правительства ввести фермерский налог тысячи работников на своих тракторах объявили войну премьеру Стармеру. Разозленные аграрии Франции угрожали блокадой Парижа, сломав сотни дорожных указателей и перекрыв ведущие в столицу дороги баррикадами из сельхозтехники. Так местные фермеры требовали отменить соглашения о свободной торговле со странами Южной Америки.

Томас Кураже, фермер: «Они хотят привезти ту же мясную продукцию, которая намного дешевле нашей, потому что она не соответствует никаким критериям. В результате потребитель будет есть дерьмо, пока мы производим качественные вещи».

И всему виной не наводнения и не засуха, а правительство Макрона, говорят аграрии. Все началось с ничем не ограниченного импорта украинского зерна и мяса птицы, который существенно подорвал европейский рынок. Французские фермеры требуют справедливости и срывают со зданий префектур украинские флаги, которые местные власти вывесили в знак солидарности с Киевом.

Амин Элбахи, специалист в области права: «Я слышу требования фермеров, мне они абсолютно понятны. Эммануэля Макрона сегодня больше беспокоит Украина, и он больше боролся за защиту зерновых там, чем за плоды, усилия и прибыль французских фермеров».

Тратить деньги на зарплаты, а не на Киев требовали и в Греции. В стране объявлена общенациональная забастовка: крупнейшие профсоюзы призывают власти прекратить втягивать страну в войну. В городе Тирнавос активисты заблокировали проезд грузовикам с боеприпасами для Украины. Автоколонна была вынуждена вернуться, а на машинах жители написали лозунг: «Убийцы НАТО, идите домой».

Никос Маврокефалос, член руководства Центра рабочих и служащих Афин: «Дайте нам деньги на зарплату, здравоохранение и образование. Греция должна выйти из этой войны, Греция должна перестать быть военной базой для американо-натовских палачей. Наш народ слишком дорого платит за украинский конфликт».

По подсчетам аналитиков, если Евросоюз продолжит поддерживать Украину, ему потребуется еще 720 млрд долларов. Ровно столько же не хватает для спасения европейской экономики, но на это средств не предусмотрено. В Германии, которая остается главным спонсором Киева после США, начался масштабный производственный кризис. И самые большие потери сейчас несет автопромышленность.

Маркус Вассенберг, управляющий директор: «Вся автомобильная промышленность находится в кризисе. Этот переход на электромобили бьет по нам очень, очень сильно. Рамочных условий больше нет, спроса больше нет, издержки очень высоки, а теперь нам приходится сокращать 4000 рабочих мест по всей Европе, из них 2900 мест в Германии».

В гонке электромобилей Германия уже проиграла Китаю, который вытеснил европейских автогигантов на обочину как по техническим показателям, так и по спросу. Вслед за Mercedes и Volkswagen на тормоз был вынужден нажать концерн BMW. Виной всему крупнейший рынок Поднебесной, где продажи «немцев» рухнули аж на 30%.

Изменения на мировом автомобильном рынке уже несколько лет своими приоритетами диктует Китай, где все чаще делают выбор в пользу собственных брендов. За меньшие деньги китайские производители предлагают большую функциональность, стараясь впечатлить покупателя инновационной начинкой — от интеллектуальной системы управления, которая позволяет электрокару быстро адаптироваться к изменениям дорожных условий и автопилота, до массажного кресла, которое встроено в водительское сиденье. Но главное — эффективность зарядки. На некоторых моделях восстановить запас хода на 400 км можно всего за 10 минут.

В мире прорыв Пекина уже назвали «китайским электромобильным чудом», с которым никак не может смириться Брюссель. Вслед за тарифами, по данным Finanicial Times, ЕС планирует заставить компании КНР передавать интеллектуальную собственность европейским предприятиям в обмен на субсидии. Тем самым еще больше обострив торговую войну с Пекином, как требует Вашингтон.

Штеффен Котре, депутат Бундестага Германии: «Сила Германии заключается, в том числе, в сотрудничестве с Китаем. И американцы пытаются это подорвать, так как экономическая мощь Германии всегда была для них занозой. Точно так же, как США не устраивало наше энергетическое партнерство с Россией. Им удалось настроить немецкое правительство против России, и эти взаимовыгодные отношения разрушились. А следом и вся наша экономика, успех которой напрямую зависел от дешевого российского газа».

Заставить и другие страны отвернуться от России западные лидеры хотели на саммите G20, но попытка не удалась. Президент Бразилии, принимавшей саммит, решил опубликовать итоговую декларацию на день раньше, чтобы избежать жестких формулировок и прекратить дискуссии по Украине, тем самым, как пишет пресса, разозлив европейцев. Свое недовольство публично высказали Шольц и Макрон, который, впрочем, и сам шокировал французскую прессу тем, что во время общего фотографировании подошел к главе российского МИД, поприветствовав его рукопожатием.

Амели Карруэр, ведущая LCI: «Эммануэль Макрон добровольно подошел к господину Лаврову, чтобы пожать ему руку. 1000 дней назад началась война. Тогда могли бы вы себе представить, что такое возможно? Или хотя бы 100 дней назад? И эта сцена все же говорит нам об одном: это потенциальный дипломатический разворот».

Но отступать от антироссийского курса не намерены ни Франция, ни руководство ЕС, которые требуют идти в этом вопросе «напролом». Как именно — на личном примере показала Урсула Фон дер Ляйен, отличившаяся на саммите в Бразилии тем, что во время пробежки решила перелезть через забор.

Но такой подход и в вопросах мировой политики близок далеко не всем.

Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии: «Идея западной элиты заключалась в том, что мир должен быть вестернизирован, должен быть создан по их образу и подобию. Это идея американской исключительности, европейского высокомерия и чванства. Но сейчас наступает век Евразии. 500-летняя эпоха доминирования западной цивилизации закончилась, и Западу непросто будет осознать, что там все больше „не самые красивые и умные“».

Боясь окончательно потерять лицо, в Евросоюзе быстро нашли повод для новой антироссийской истерии. На этой неделе в западной прессе вновь появилась новость о таинственных «диверсиях» на дне Балтийского моря, в результате которых были повреждены кабели связи, соединяющие страны Скандинавии с ЕС. И пока на место аварии еще ехали специалисты, европейские политики почти что хором обвинили во всем Москву.

Западная пресса решила расширить круг подозреваемых и вместе с Москвой внесла в список Пекин. Как пишет Bild, к аварии якобы причастен китайский сухогруз, при этом капитаном судна был якобы гражданин России. Тот факт, что вышедший из строя кабель уже давно находится в эксплуатации, а аварии с ним случались не раз, в Европе решили не брать во внимание.

Мартин Дольцер, политик: «О том, что это кабели старые, говорят и сами компании, и шведские ученые и эксперты. Эти кабели были повреждены много раз рыбацкими лодками, на них были простые дефекты, полученные с течением времени. И то, что сейчас говорят политики, обвиняя во всем Россию и Китай, — это просто безответственная пропаганда».

При этом сами европейцы готовы собственноручно уничтожать свою инфраструктуру. Так, при поддержке солдат из Великобритании эстонцы подорвали автомобильный мост в Таллине. Снос поручили военным для тренировки создания заграждений на случай войны с Россией и для строительства новой конструкции, способной выдержать танки НАТО, которые теперь регулярно открывают огонь вблизи российских границ.

Бен Болдуинсон, командир полка Королевской артиллерии Великобритании: «Для нас это что-то новое, это огромная возможность для солдат — понять, как мы можем сражаться и выживать в таких суровых климатических условиях».

Одновременно с учениями, которые продлятся почти месяц, к потенциальному конфликту с Россией готовят и гражданское население. Жители Финляндии, Норвегии и Швеции на этой неделе стали получать специальные брошюры. Людям рекомендуют запастись продуктами как минимум на неделю, канистрами с водой и теплой одеждой, чтобы не замерзнуть в случае длительного отключения электроэнергии. Все это советы по выживанию во время войны, к которой авторы издания советуют готовиться заблаговременно.

Все выпуски программы «Итоги недели».

Читайте также