Сможет ли искусственный интеллект заменить водителей

26.11.2024, 11:00

Видео программы «Главная дорога»

Программа «Главная дорога» выяснила, насколько безопасны, эффективны и контролируемы беспилотные автомобили.

Высокоавтоматизированные транспортные средства или просто беспилотные автомобили разрабатываются сразу несколькими крупными корпорациями. Например, во ФГУП «НАМИ» пошли по уникальному пути.

Денис Ендачев, исполнительный директор по информационным и интеллектуальным системам ФГУП «НАМИ»: «На крыше автомобиля установлен модуль. Это универсальная конструкция, которая может быть установлена на любой автомобиль, и за счет этого модуля автомобиль становится беспилотным».

Разработка длилалсь около 10 лет, а тестирование идет уже три года. Все дорожные ситуации сначала моделируются виртуально.

В некоторых ситуациях даже люди не знают, как действовать на дороге, и их поступки диктуются интуицией.

Кирилл Кондратьев, начальник управления автономных транспортных средств ФГУП «НАМИ»: «А у беспилотного автомобиля ощущений нет. Он поступает хладнокровно… Он подберет из своей памяти максимально похожую ситуацию и будет действовать в соответствии с ней».

Беспилотная система НАМИ умеет прогнозировать на пять секунд вперед, предвидя возможные аварийные ситуации. Она видит все, что происходит вокруг автомобиля в радиусе 250 метров, сканирует объекты и создает 3D-модель окружающего пространства. Например, во время дождя и снижения дальности видимости он сбавит скорость. Еще одна ситуация: тормозить или маневрировать? В правилах прописано однозначно — тормозить, не пытайтесь выруливать на встречку. Беспилотник увидел препятствие и начал замедляться, никуда не сворачивая. Точно по правилам.

В НАМИ говорят, что их беспилотник способен самообучаться и когда-нибудь научится вести автомобиль, как опытный водитель. А еще беспилотник никогда не будет пьяным, сонным или уставшим, у него не бывает приступов ярости. В тесте с самокатчиком на пешеходном переходе беспилотник заранее увидел потенциальное препятствие, учел скорость, направление, просчитал траекторию и остановился. Но не все так идеально: чтобы объехать припаркованную машину, беспилотник одной стороной пересекает сплошную — а это лишение прав.

Беспилотные системы еще не совершенны. Но они эволюционируют и обучаются семимильными шагами. Скоро такие системы будут на большинстве машин. Уже проходят тестирование беспилотные трамваи, метро и скоростные электрички, катера, лодки и сельхозтехника. И, конечно же, роботы-доставщики.

Все выпуски программы «Главная дорога».

Читайте также