Франция привлекла российских ученых к созданию термоядерного реактора

15.11.2024, 20:05

Видеосюжет: Сергей Холошевский
Видео программы «Сегодня»

Вопреки всем санкциям Россия участвует в создании уникального научного объекта в Европе. Усилиями технологически развитых стран на юге Франции сооружается огромная экспериментальная установка, которая должна воспроизвести в земных условиях реакции термоядерного синтеза, происходящие в звездах. Россия имеет большой опыт в области термоядерных технологий и вносит очень весомый вклад в этот мегапроект, реализация которого откроет путь к чистому, безопасному и практически неисчерпаемому источнику энергии.

Строящийся во Франции экспериментальный термоядерный реактор называют самым наукоемким международным проектом на планете. По словам ученых, это круче и даже дороже адронного коллайдера и Международной космической станции. По сути, это попытка воплотить в жизнь мечту физиков всего мира о «вечном и неисчерпаемом источнике энергии».

Семь партнеров, объединяющих 35 стран — Россию, Евросоюз, США, Китай, Японию, Индию и Корею — задумали ИТЭР, как сокращенно называют реактор, еще в 80-х годах прошлого века. И даже в XXI веке, несмотря на все политические катаклизмы, проект выжил и развивается. Сейчас на площадке ИТЭР заканчивается монтаж гиротронов — высокотехнологичных систем, предназначенных для нагрева плазмы, критически необходимых для работы реактора.

Еремеев Анатолий, старший научный сотрудник Института прикладной физики РАН: «Всего в этом зале должны быть установлены 24 гиротронных комплекса: из них 8 российских, 8 японских, 6 европейских и два индийских».

Проверку на качество прошли только российские и японские установки. Европейских гиротронов пока нет, индийских тоже — не подошли по параметрам.

Каролин Дарбос, инженер электронно-циклотронного комплекса: «Все оборудование, которое поставляется нам из России, успешно прошло все тесты. Я понимаю, что сейчас непростое время, но мы сотрудничаем с русскими. Их уровень компетенций чрезвычайно высок».

Пока политики делят мир, ученые — русские, французы, китайцы — по сути строят будущее человечества. В основе строящегося реактора — теория удержания плазмы с помощью магнитного поля, над которой еще в 50-х годах работали советские академики Игорь Курчатов, Андрей Сахаров и лауреат Нобелевской премии Игорь Тамм. А в 70-х команда академика Льва Арцимовича разработала установку ТОКАМАК (тороидальную камеру с магнитными катушками), которая и стала основой термоядерного реактора ИТЭР.

Лев Арцимович, академик: «Проблема термоядерного синтеза, безусловно, будет решена. После этого у человечества будут практически неисчерпаемые запасы энергии».

Гигантский, как его в шутку называют, «термоядерный бублик» высотой 70 метров и весом 23 тысячи тонн будет разогревать плазму до фантастической температуры — 300 млн градусов по Цельсию. А затем огромные сверхпроводящие магниты будут охлаждаться до экстремальной отметки в минус 270 градусов. То есть реактор станет самым горячим и самым холодным местом на земле одновременно.

Русские привезли во Францию одну из шести гигантских магнитных катушек. Диаметром около 6 метров и весом более 200 тонн.

Игорь Родин, руководитель проекта по поставкам магнитной системы: «На момент отправки катушки из России это самый большой магнит, который когда-либо делался из сверхпроводников. Говорить о том, что кто-то кого-то привлекал, наверное, неправильно. Надо говорить, что в какой-то момент все силы мировой науки объединились, чтобы создать самый большой термоядерный реактор в истории человечества».

По словам физиков, термоядерная энергия — нерадиоактивная, безотходная и экологичная. При этом всего 1 грамм обогащенной смеси дает столько же энергии, сколько 8 тонн нефти. Стоимость экспериментального токамака ИТЭР оценивается в 20 млрд евро. И то, что русские ученые продолжают участие в проекте, во многом заслуга итальянца Пьетро Барабаски, который заявил, что без русских ученых реактор не построить.

Пьетро Барабаски, генеральный директор организации Международного термоядерного эксперимента: «Должен также сказать, что токамак — это не итальянское слово, оно из русского языка, это российское изобретение. Исторически сложилось так, что Россия вообще много сделала для исследования ядерного синтеза. Разве требуется еще что-то к этому добавлять?»

Алексей Мешков, полномочный посол России во Франции и княжестве Монако: «Мы поддерживаем те шаги, которые предпринимает руководство ИТЭР для гуманизации процесса. Россия все время выступает за то, чтобы применялись наиболее эффективные методы и использовалось наиболее эффективное оборудование. И никакой политики».

Два года назад к управлению термоядерным синтезом подключили искусственный интеллект. Если магнитными полями и плазмой внутри реактора получится управлять более тонко, то его размеры можно будет уменьшить. А это открывает поистине безграничные перспективы как в промышленности, так и в космосе. И фантазии Тони Старка могут стать реальностью. А пока срок окончания постройки этого реактора запланирован на 2035 год.

Читайте также