Сжегшей свою семью многодетной матери дали 13 лет колонии

15.11.2024, 15:10

Видеосюжет: Динар Усманов
Видео программы «ЧП»

В Казани огласили приговор многодетной матери, которая заживо сожгла семерых членов своей семьи. В огне погибли ее мать, муж и дети. Сначала 29-летнюю Ильмиру Гарданову ни в чем не подозревали, хотя ее поведение в момент трагедии было странным. А когда следователи стали прорабатывать версии, пришли в ужас от сложившейся картины преступления.

Подсудимая так и не признала, что это она полтора года назад превратила в пепелище свой деревенский дом. В огне погибли 76-летняя мать Ильмиры Гардановой, ее родной брат, четверо малолетних детей, двое из которых были инвалидами, и муж подсудимой, который пытался спасти хоть кого-то. Односельчане и местные власти тогда готовы были винить в трагедии кого угодно, но не мать, потерявшую всех.

Фаил Камаев, глава Тукаевского района Республики Татарстан: «Виноваты все взрослые, взрослые, которые допустили это, допустили смерть маленьких детей. Четверых детей пришлось нам вместе со взрослыми похоронить».

Эксперты и следователи приступили к работе еще на этапе тушения. Версии о случайном возгорании отпадали одна за другой. В сгоревшем доме были деревянные полы. И в трех разных частях дома они прогорели насквозь почти по аккуратной окружности. Так бывает при поджоге. В то, что это хладнокровно сделала многодетная мать, а затем просто вышла, закрыв за собой дверь, близкие и односельчане до сих пор верят с трудом.

Танзиля Ханзиева, учитель: «Я не верю, она очень любила детей. Я не верю».

У Ильмиры Гардановой непростая судьба. Врачи и учителя отмечали у нее умственную отсталость. Училась она плохо. Родители — алкоголики. Но сама она почти не пила. Даже ругалась с матерью из-за пристрастия той к алкоголю. Замуж вышла по любви, из четверых детей двое родились с отклонениями. Ильмире было откровенно тяжело, она не справлялась с пьющей матерью и воспитанием детей. Ее несколько раз привлекали к административной ответственности за неисполнение родительских обязанностей. Но соседи и близкие ее не осуждали, лишь жалели и старались помочь.

В деле указано, что прямо перед пожаром у Ильмиры случилась очередная ссора с пьяной матерью. Та успела сообщить об этом по телефону знакомым. Дом вспыхнул через несколько минут после того, как престарелая женщина положила трубку и легла спать. Гарданова жертвой в глазах следователей была недолго. Уже через пару месяцев она стала подозреваемой, а потом подсудимой. Привыкшая в постоянному людскому сочувствию, она сама просила, чтобы ее дело рассматривали присяжные.

К обвинительному вердикту присяжных привела совокупность мелких факторов. Один из таких — поведение женщины во время пожара. Согласно показаниям свидетелей, пока горел дом с детьми и всей ее семьей, Гарданова сначала пыталась набрать воду в неработающей уличной колонке, хотя точно знала, что воды там нет. А затем просто стояла и смотрела на бушующее пламя. Все тогда списали такое поведение на шоковое состояние. Но важно другое. В дом женщина не входила, не приближалась к нему. И тем не менее следователи, которые опрашивали женщину, заметили, что у нее обожжены ресницы, брови и волосы на голове и руках. Такое случается, если человек находился близко в момент резкого возгорания горючей жидкости. Бензина, к примеру. Так, крупица за крупицей, следственная группа собирала доказательства чудовищного преступления.

Андрей Шептицкий, старший помощник руководителя СУ СК России по Республике Татарстан: «Следователи установили, что после случившегося Гарданова очень быстро начала устраивать свою личную жизнь, завела романтические отношения, изменила внешность и прическу. Активно искала контакты сразу на 66 сайтах знакомств».

Статья, по которой обвинялась Гарданова, предусматривает лишь один вид наказания — пожизненное лишение свободы. Но женщинам его не назначают. Кроме того, присяжные хоть и сочли многодетную мать виновной в убийстве всей своей семьи, все же решили, что снисхождения она заслуживает. А потому вместо 20 лет колонии судья отправил ее туда только на 13 лет.

Читайте также