«Жертв можно было избежать»: жители затопленной Валенсии обвиняют власти в бездействии

01.11.2024, 20:50

Видеосюжет: Никита Корзун
Видео программы «Сегодня»

Число погибших в результате катастрофического наводнения Валенсии превысило 200. В пострадавшие районы прибывает армия для разбора завалов и поиска тел. Но уже поставлен вопрос: что делали власти страны, почему предупреждение о шторме так трагически запоздало?

Испанские метеорологи уже объясняют в прессе, какие факторы привели к формированию циклона с такими обильными осадками, которые привели к сильнейшему наводнению. Но испанцев больше волнует, почему так поздно пришли оповещения о потопе и почему не удалось предотвратить гибель более 200 человек.

Хуан Винсенте Перес, житель Чивы: «Всю жизнь здесь прожил. Все мои воспоминания связаны с этим местом, мои родители, все предки здесь жили. И за одну ночь все пропало. Если бы не перебрались к соседям, лишних пять минут бы промедлили, нас бы уже не было на свете».

60-летний житель Чивы рассказывает о том, каково это, когда природа вдруг напоминает человеку о его месте. О том, что все достижения цивилизации могут в миг превратиться в разбросанные игрушки. Взбунтовавшиеся горные реки — а за 8 часов осадков в регионе выпало больше, чем за предыдущие полтора года, — разрушили автомагистрали, железнодорожное полотно, подмыли дома и выплеснулись на улицы. Из Чивы потоки ударили по населенным пунктам, лежащим южнее нового русла реки Турия. Его продолжили в 1973-м специально, чтобы избегать наводнений.

«Если наводнение нельзя было предотвратить, гибели многих людей можно было бы избежать, если бы об этом объявили во вторник утром и показали бы по телевизору, чтобы люди с первых этажей могли эвакуироваться, всех этих смертей бы не было», — говорит другая жительница Валенсии.

Неторопливая реакция властей Валенсии на разворачивающуюся катастрофу оказалась в центре внимания многих. В интервью Politico правительственный чиновник задается вопросом, почему администрация Мазона, на которую возложена ответственность за управление кризисом, ждала до 20:00 вторника, чтобы разослать текстовые сообщения людям, многих из которых в тот момент уже уносили бурные потоки.

Понимая, кто, скорее всего, станет крайним, глава местной администрации выбрал беспроигрышную тактику. Прошлого уже не изменить, а радужное будущее способно отвлечь от настоящего.

Карлос Мазон, глава автономной области Валенсия: «Помощь будет оказана быстро и без бюрократии. Чтобы дать людям возможность начать новую жизнь, купить мебель, отремонтировать свои дома. Минимальная сумма выплат — 6000 евро на пострадавшего.

Не менее вдохновляюще выступил и премьер-министр Испании. Чтобы оценить его заявление по достоинству, стоит подключить теорию бессознательного.

Педро Санчез, премьер-министр Испании: „Мы не бросим валенсийцев в беде. Мы будем с вами столько, сколько потребуется, со всеми ресурсами и всеми возможными средствами“».

Ровно теми же словами — «не бросим в беде», «будем столько, сколько понадобится» — лидеры Европы, вслед за США, говорили об Украине, направляя Киеву бесконечную финансовую помощь. Возможно, что-то из этих вложений могло бы пойти на создание вменяемой системы предупреждения катастроф. Но у верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности свои резоны.

Жозеп Боррель, глава евродипломатии: «Этот инцидент, конечно, напоминает нам о срочности борьбы с изменением климата, поскольку высокие температуры в Средиземноморье являются одной из причин увеличения числа этих экстремальных явлений, которые становятся все более частыми и серьезными».

То есть эта музыка — зеленая повестка — будет вечной. А почему первые сообщения с предупреждением об эвакуации жители пострадавших районов получили лишь через несколько дней после того, как «разверзлись хляби небесные», сейчас уже не столь важно.

В результате крупнейшего за последние полвека наводнения в Валенсии перекрыто более 60 магистралей. Полки в магазинах пусты. В соседних регионах волонтеры экстренно собирают все необходимое. В пострадавших районах более 40 тысяч домов остаются без электричества. На разбор завалов и поиск тел погибших брошена армия — численность войск в зоне бедствия достигла двух тысяч человек.

Читайте также