Шантаж вместо сотрудничества: президент Республики Сербской объяснил разницу между ЕС и БРИКС

21.10.2024, 12:15

Видеосюжет: Сергей Холошевский
Видео программы «Сегодня»

Участие в саммите БРИКС в Казани подтвердили не только лидеры стран-участниц, но и представители государств, которые не скрывают своего интереса к организации. В их числе — Республика Сербская Боснии и Герцеговины. Политики и рядовые граждане на Балканах недовольны постоянными ультиматумами еврочиновников. Всё чаще там говорят об альтернативе политическому объединению старого света.

Что такое западные санкции, Милорад Додик почувствовал на себе лично. США вносили его в черные списки дважды. При том, что Республика Сербская как часть Боснии и Герцеговины подала заявку в ЕС еще в 2016 году. Но сербов на Западе не любят, как и тех, кто придерживается независимой политики. Чиновники Евросоюза давно причислили Додика, вместе с его другом Орбаном к «троянским коням Кремля». Сам же Милорад Додик в интервью НТВ говорит, что видит в БРИКС выход для Республики Сербской.

Милорад Додик, президент Республики Сербской, Босния и Герцеговина: «БРИКС — это организация стран, которые уважают друг друга и сотрудничают. Это мир сотрудничества, а не ультиматумов. Евросоюз — это организация шантажа. Понимаете, они постоянно пытаются выставлять какие-то требования, попутно предлагают какие-то деньги или что-то подобное. Это похоже на какой-то торг, а не сотрудничество… Мы постоянно слышим какие-то приказы и ультиматумы, сделай то, сделай это. Нам, да и всему миру, нужна альтернатива. Конечно, у Америки есть военная мощь, это правда, но она больше не является ни финансовым, ни политическим, ни экономическим центром мира. Она лишь угрожает миру санкциями. Мне кажется, Запад от отчаяния, от неудач, постоянно придумывает какие-то новые пакеты, изобретают какие-то новые санкции. Но экономика России растет, и две трети стран мира сейчас на стороне России».

Для Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины, как и для Сербии, любой диалог с чиновниками Евросоюза — это выслушивание очередных претензий. Сербы просто устали от того, что Запад с ними десятилетиями говорит с позиции силы. Задолго до саммита БРИКС Милорад Додик заявил, что точно полетит в Казань и встретится с Владимиром Путиным, в отличие от президента Сербии Александра Вучича, который сохранял интригу до последнего, пытаясь не расстроить никого ни на западе, ни на востоке, и только потом поговорил с Путиным по телефону.

Впрочем, вице-премьер сербского правительства Александр Вулин заявляет, что Сербия заинтересована в новом формате, несмотря на объявленный ранее стратегический курс на членство в ЕС.

Александр Вулин, вице-премьер правительства Сербии: «Я разговаривал со многими лидерами стран БРИКС, и никто из них не говорил мне, что членство в БРИКС несовместимо с членством в других организациях. То есть БРИКС — та организация, которая дает право выбора, в отличие от ЕС, который действует по своим правилам».

В 1999 году НАТО бомбило Югославию, а Байден требовал наказать всех сербов. С тех пор вступление Сербии в ЕС под большим вопросом, несмотря на все старания Вучича.

Александр Вулин: «Я не верю, что ЕС хочет видеть в своем составе Сербию. Впрочем, для меня это уже не имеет особого значения. Пусть сам ЕС ответит, хочет ли он видеть Сербию в своем составе».

Для многих на Балканах БРИКС — очень привлекательный союз. Но дисциплина в ЕС такова, что даже для стран-кандидатов любой шаг в сторону жестко карается.

Связанные новости

Читайте также