Страх сильнее голода: мнение экспертов о трагедии семьи Пичугиных в Охотском море

19.10.2024, 15:35

Видеосюжет: Антон Чечулинский
Видео программы «Центральное телевидение»

Кадры чудесного спасения Михаила Пичугина, более двух месяцев дрейфовавшего в резиновой лодке в Охотском море, разлетелись по всему интернету. Как ему удалось продержаться и при этом не сойти с ума и почему теперь чудом выжившего путешественника, вероятно, ждет суд и даже срок?

Шантарские острова — фантастический архипелаг в Охотском море, куда туристы едут наблюдать за китами и косатками. Именно здесь решили провести отпуск братья Михаил и Сергей Пичугины и сын Сергея Илья. 4 августа они добрались на лодки от Сахалина до мыса Перовский, оттуда — на Шантары. На обратном пути 9 августа у них отказал мотор, лодку подхватило течение и унесло к берегам Камчатки, где ее и обнаружили через 67 дней.

Сначала они пытались бороться с течением, но одно весло сломалось, вдобавок потеряли якоря. Остался один, да и тот плавучий. Но он больше напоминает парашют и не может приковать ко дну лодку. В лучшем случае только ее подтормаживает.

Главврач больницы, куда положили спасенного Михаила Пичугина, сообщил, что ожидал увидеть более истощенного человека, ведь у него больше двух месяцев из еды были только лапша быстрого приготовления и сушеный горох, которые он размачивал в холодной соленой воде. Пресной воды на лодке было всего 20 литров, спасала дождевая вода. За время дрейфа Михаил потерял половину веса: до поездки он весил 100 килограммов, теперь 50.

Александр Барвинский, врач-терапевт, специалист по голоду: «Каждый килограмм жировой массы — это 8000 калорий, 8–9 тысяч килокалорий в зависимости от типа и так далее. В жировой массе очень много заключено возможностей выживания вот в таких ситуациях».

Специалист по голоду Александр Барвинский уверен, что Михаила спас именно лишний вес — необходимую для выживания энергию дали собственные жировые запасы.

Александр Барвинский: «Это эволюционно слаженный механизм для наших предков. Голод был просто неотъемлемой частью жизни, и у нас эти механизмы очень хорошо развиты, их очень много. И это удивительные механизмы, которые при правильных дозировках вообще дают лечебный эффект».

Но дело не только в голоде.

Александр Барвинский: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю, вас убил не голод, вас убила не жажда воды, вас убило не море. Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха».

Пичугины были в одинаковых условиях. Но могли ли страх или деморализация стать решающими факторами, из-за которых брат и племянник Михаила не выжили? В конце августа Илья встретил свой 16-й день рождения посреди Охотского моря. К тому времени у него уже пропал аппетит. 18 сентября он умер.

Александр Барвинский, врач-терапевт, специалист по голоду: «Физиологические механизмы, которые протекают при контролируемом стрессе, настолько отличаются от механизмов, которые протекают, когда у человека страх смерти, полная деморализация. То есть страх способен убивать».

Но что может сломать человека сильнее, чем гибель ребенка? Смерть Ильи буквально свела Сергея с ума. Он тоже отказался есть, а в какой-то момент и вовсе выпал за борт. Михаил вытащил его и пытался обогреть. Но их монгольские спальники не помогли. А по техрегламенту на лодке должны были быть приспособления, которые позволяют куда лучше сберегать тепло.

Михаил Кулик, юрист по морскому праву, майор юстиции в запасе: «Это согревающее покрывало. Копеечная совершенно история, но на удивление рабочая. Срабатывает моментально».

Трагедию мог бы предотвратить и спутниковый трекер, будь он в лодке.

Андрей Даценко, владелец международной яхтенной академии: «GPS-координаты выдает. Ты можешь передать сигнал бедствия. Тебя найдут, быстро придут, помогут, в конце концов, если уж ты такой разгильдяй, не подготовился и взял какую-то надувную лодку, надувной катамаран и решил пересечь океан или штормовые условия получились, отказал двигатель».

Известно ли было до поездки о проблемах с двигателем, это отдельный вопрос. На одном из видео Михаил купается рядом со своей лодкой, а ее мотор с открытым колпаком. Колпак обычно снимают, когда хотят остудить мотор, если он перегревается. И имел ли он право на своей лодке вообще отходить так далеко от берега?

Михаил Кулик: «Я точно знаю, что лодка, которая на Дальнем Востоке в Охотском море дрейфовала, она не выше четвертого разряда классифицирована. Соответственно максимальное удаление допустимое для него — это 2,7 мили морских. От берега это 5 километров. Вот и все, дальше он не мог, ни при хорошей погоде, ни при идеальном снабжении судна спасательными средствами».

Расследование уже ведется, и единственному спасенному может грозить до 7 лет тюрьмы за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшему по неосторожности смерть двух лиц. Но у Михаила Пичугина и в мыслях не было даже выбросить за борт тела брата и племянника, чтобы освободить побольше себе места в его тесной лодке. Он твердо решил, что доставит их на берег, чтобы их предали земле.

Все выпуски программы «Центральное телевидение»

Читайте также