«Великий Карл»: Русский музей готовит грандиозную выставку полотен Брюллова

16.10.2024, 17:05

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня»

Сотрудники Русского музея в Санкт-Петербурге готовят к открытию грандиозную выставку под названием «Великий Карл», которая приурочена к 225-летию со дня рождения знаменитого русского живописца Карла Брюллова. Юбилейная экспозиция представит более 400 работ живописи и графики прославленного художника, некоторые полотна зрители увидят впервые.

Русский музей знаменит своим творческим подходом к организации выставочного пространства, но в этот раз, похоже, превзошел самого себя и поднял музейное дело на новую высоту, в том числе и в прямом смысле. Готовится самая крупная выставка произведений Карла Брюллова из всех, когда либо-открывавшихся. Новые архитектурные элементы заставили по-новому взглянуть не только на знакомые залы, но и на работы великого мастера.

Конструкция, напоминающая длинный пандус, в зале поднята почти на два метра. Она несет в себе философский смысл: не художника опускают ближе к публике, а зрителя поднимают до уровня художника. Стремительный подъем приводит посетителя прямо к картине «Последний день Помпеи». Это полотно сделало русское искусство знаменитым в Европе. К открытию выставки была проведена серьезнейшая научная реставрация шедевра, единственная подобная за все время существования этого произведения.

Алла Манилова, директор Государственного Русского музея: «Первые посетители будут действительно первыми людьми, кто увидит самую знаменитую картину русского классика „Последний день Помпеи“. Они увидят таким это полотно, каким оно вышло из-под кисти великого Карла Брюллова. Это стало возможным нашему системному сотрудничеству с „Газпромом“, за что огромную благодарность хочу выразить „Газпрому“, руководителю Алексею Миллеру, который лично принимает эти решения, за то, что „Газпром“ стал нашим партнером, постоянным, системным именно в спасении шедевров, входящих в музейный фонд Российской Федерации».

Знакомство с картиной «Последний день Помпеи», как правило, первая ступень, к пониманию творчества художника. Человек, сначала покоренный масштабом трагедии, запечатленной на картине, затем переходит к изучению отдельных ее сцен. Тут открывается талант портретиста Брюллова, а дальше следует целая череда отдельных портретов с необычайно живыми лицами. Даже те картины, которые давно выставляются в Русском музее, смотрятся иначе благодаря новой архитектурной организации пространства.

Андрей Воронов, архитектор: «Понятно, что мы тут не можем подняться к сводам, но все равно, в принципе, такая, как мне кажется, точка восприятия в душе кажется правильной».

Пространство резко обрывается у последней работы Брюллова — фрагмента эскиза росписи Исаакиевского собора «Святой Николай Мирликийский с ангелами». Это огромное произведение даже в самом большом зале Русского музея можно выставлять только в наклоненном состоянии, что потребовало специальных технических решений.

Сергей Сирро, заместитель директора Государственного Русского музея по учету, хранению и реставрации: «Холст достаточно тяжелый, он начинает провисать, появляются трещины дополнительные, страдает красочный слой, поэтому было решено сделать уникальную конструкцию алюминиевую. Она весит всего полтонны, при этом это грандиозная конструкция с очень сложными внутренними стяжками».

Религиозная живопись Брюллова чрезвычайно самобытна. На выставке к 225-летию художника впервые экспонируется картина «Иисус во гробе», к ней можно подойти практически вплотную. Создатели выставки сделали так, что в ней отражается другое произведение мастера — «Иисус воскресший». Эта комбинация производит мощнейшее впечатление на зрителя, любые упоминания о судебных скандалах, которыми сопровождалась судьба картины, здесь кажутся мелочными и неуместными. Во взаимном сочетании элементы выставки приводят к единой мысли: как в русской литературе был великий Александр Пушкин, в русском искусстве был великий Карл Брюллов.

Григорий Голдовский, куратор выставки: «Все как-то в конечном счете сошлось. Я не назову это компромиссом, я скажу, это какая-то композиция, которая ярко, полно, впечатляюще, с большим подъемом демонстрирует, конечно, великого живописца».

На выставке есть то, что заинтересует не только самых эрудированных ценителей творчества Брюллова, но и специалистов. Здесь представлены акварельные рисунки, которые раскрывают еще одну грань таланта великого художника Карла Брюллова.

Читайте также