Поисковики из Дагестана установили боевой путь летчика из Белоруссии

13.10.2024, 13:09

Видеосюжет: Омар Магомедов
Видео программы «Сегодня»

Поисковикам из Дагестана удалось установить боевой путь летчика из Белоруссии. Он погиб во время Великой Отечественной войны и почти 80 лет числился пропавшим без вести. Всё это время родственники ничего не знали о судьбе героя. Помогла случайная находка — это двигатель самолета, на котором, как выяснилось, летал фронтовик.

Почти 80 лет потомки летчика из Белоруссии ничего не знали о судьбе своего героического прадеда. Проследить боевой путь красноармейца, удалось благодаря случайной находке поисковиков.

В 1942 году в разгар «битвы за Кавказ» на территории Дагестана действовали десятки аэродромов Красной армии. Оттуда боевая авиация совершала налеты на немецко-фашисткие войска. 4 октября бомбардировщик Су-2 теряет управление и разбивается у села Пятилетка. В небе жители замечают парашют летчика.

Джамалудин Ларсанов, житель села Пятилетка: «Нашли его, он был ранен, руки и лицо обгоревшие, достали из машины, привезли в село, оказали помощь, недалеко от села, в четырех километрах находился сборный пункт переподготовки бойцов, военные его забрали и дальнейшую судьбу не знаем».

Младший сержант Павел Усов получил увечья, был госпитализирован, а спустя месяц вернулся в строй. Потерпевший крушение самолет так и остался лежать в земле. Живых свидетелей тех событий не осталось. Место падения известно по рассказам старейшин. Поисковые работы осложнялись тем, что на этом участке ремонтировали сельскохозяйственную технику, повсюду металлический мусор.

Главный враг поисковиков — время. За десятилетия нахождения в земле детали и обшивка самолета превращаются в труху. Единственное, что наверняка можно найти с помощью металлодетектора — это крупные агрегаты или же авиационный мотор, самые крепкие части боевой машины.

Двигатель Су-2 нашли на двухметровой глубине. По номеру поршневой системы узнали бортовой номер самолета, а позже — и данные тех, кто сидел за штурвалом. Летчик Павел Усов считался мастером пилотирования. За смелость и самоотверженность, командование удостоило тремя орденами Красного Знамени.

Внуки и правнуки нашлись в Белоруссии и в России. По приглашению дагестанской стороны семья фронтовика побывала на месте крушения, увидела авиадвигатель, на котором когда-то летал Павел Усов и узнала о его героическом пути. К сожалению, летчик не дожил до Дня Победы. Поисковики выяснили все обстоятельства гибели. 24 сентября 1944 года командир звена принял свой последний воздушный бой, был подбит, похоронен на военном мемориальном кладбище в румынском городе Бакэу. В планах семьи Усовых — на 80-летие Великой Победы посетить место гибели и отдать дань памяти герою.

Читайте также