Со дна Дуная подняли затопленный 80 лет назад немецкий военный корабль

12.10.2024, 09:03

Видеосюжет: Сергей Холошевский
Видео программы «Сегодня»

В Сербии со дна Дуная подняли немецкий транспорт, который затопили 80 лет назад. Тогда на фоне стремительного наступления Красной армии командование гитлеровской флотилии приказало уничтожить десятки кораблей. Многие перевозили боеприпасы и сейчас представляют опасность для судоходства. Чтобы полностью разминировать реку, требуются большие финансовые вложения, но у Белграда средств нет. Евросоюз, который обещал помочь, пока не намерен переводить деньги.

Осенью 1944 года, после Ясско-Кишиневской операции Красная армия гнала гитлеровские войска на запад. Устье Дуная к тому моменту было забито немецкими транспортами, которые пытались идти вверх по течению реки вместе с отступавшими войсками. Контр-адмирал Пауль-Вилли Зиеб, командующий Дунайской флотилией кригсмарине, оказался в ловушке и решил затопить все немецкие суда. До сих пор там, где лежат гитлеровские корабли, на поверхности Дуная можно увидеть водовороты.

Велимир Трайилович, историк: «Немцы не могли пройти через Джердапский пролив, три раза пытались, но не получилось, и они решили затопить свою флотилию, чтобы и русские дальше не смогли пройти по Дунаю».

В 1944 году войска 3-го Украинского фронта под командованием Фёдора Толбухина рвались к Белграду, судьба Дунайской флотилии фашистов так или иначе была предрешена, но немцы сделали все, чтобы их корабли не достались Красной армии. Операцию по затоплению своей флотилии немцы назвали «Дунайский эльф». В сентябре 1944 года возле сербского поселка Прахово на дно ушли около 200 кораблей и барж кригсмарине вместе с имуществом и боеприпасами.

Спустя 80 лет на поверхность удалось поднять один из этих кораблей. Корпус, усеянный ракушками, якорная цепь и оставшиеся следы повреждений от взрывов. Русские инженеры сумели поднять со дна семь наиболее сохранившихся кораблей. Потом они ходили по Дунаю уже под советскими флагами, а в 1972 году Иосип Броз Тито и Николае Чаушеску торжественно открыли здесь построенную при помощи Советского Союза крупнейшую в Европе гидроэлектростанцию «Джердап-1».

С проходом судов по Дунаю в то время проблему решили временно, сузив коридор между затопленными кораблями. Только в 2000 годах, когда тревогу забили экологи, власти Сербии и Румынии вспомнили, что до сих пор на дне реки в этих местах находятся снаряды. Один небольшой кораблик сербские саперы разминировали более двух месяцев. Всего же, по данным историков, на борту затопленных немецких кораблей может находиться более 10 тысяч различных боеприпасов.

Вопрос, как всегда, упирается в деньги. Правительство Сербии объявило тендер на разминирование и подъем кораблей возле Прахово. Стоимость работ вместе с чиновниками из ЕС оценили в 16 миллионов евро. Когда поступят средства, не известно, поэтому поднимать немецкие корабли со дня Дуная, судя по всему, будут еще долго.

Читайте также