Беспилотное небо: на что способны российские дроны

10.10.2024, 16:56

Видеосюжет: Павел Рыбальченко
Видео программы «Сегодня»

Отечественный рынок беспилотных летательных аппаратов к концу этого года может составить 13 миллиардов рублей. Дроны уже используются для доставки товаров, мониторинга лесных пожаров и поиска пропавших людей.

Гонки FPV-дронов, соревнования по снайперским сбросам и самые настоящие воздушные бои. В небе над Сахалином кружат сотни беспилотников. Самая зрелищная часть интенсива «Архипелаг 2024» собрала ведущих спортсменов со всей страны, причем большинство мастеров воздушного боя — нынешние школьники.

Пока подрастающее поколение гонялось друг за другом, делегации из 78 регионов страны ломали головы над вопросом: как сделать беспилотники неотъемлемой частью нашей жизни?

Алексей Варятченко, генеральный директор ООО «Беспилотные авиационные системы»: «У нас катастрофически не хватает как инженерных, так и эксплуатационных кадров. Ну, и второе: нужно, конечно, учить заказчика, потому что вот эта цепочка „разработчик — производитель — эксплантат — потребитель услуги“ замыкается на потребителе услуги. У нас квалифицированных потребителей услуги очень мало, мы сейчас их должны готовить».

На Сахалине эта цепочка стала основой каждого сценария испытаний. Для отработки на «Архипелаге» отобрали 15 наиболее актуальных. Если отслеживание популяции косяков рыб или чистка дронами от снега линий электропередачи — это недалекое будущее, то доставка грузов, мониторинг лесных пожаров или поиск пропавших людей — уже настоящее.

Летом в Челябинской области 2500 добровольцев отряда «Лиза Алерт» 10 дней искали пропавшего подростка, но мальчика нашел не один из волонтеров, а беспилотник. Но, к сожалению, дрон привезли в район поисков поздно.

Григорий Сергеев, председатель добровольческого поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт»: «У добровольцев дефицит всего. Добровольцы не имеют достаточного оснащения. Мы в постоянном режиме работаем в 64 регионах РФ. Дефицит такой, что мы применяли беспилотники, привозя их из Красноярска и Костромы».

Массовым производство БПЛА в России пока не назовешь. По словам конструкторов, с каждым месяцем дрон становится все более российским.

Позывной Оби-Ван, основатель компании — производителя беспилотных летательных аппаратов: «Моторы в этом году в России начали делать три компании, камеры, мы видим, тоже потихоньку начинают делать, связь — это тоже хорошая, большая часть дрона, мы свою начали связь делать. Вот эта связь, называется „поземка“ — модуль связи, интегрированный в пульт. Связь эта уже российская. Только рассыпуха не российская, платы, текстолит, антенны — все российское».

Камень преткновения — электронный чип — тоже удалось произвести в России. Правда, пока в единственном экземпляре.

Сергей Брюков, руководитель отдела разработки и интегрирования программного обеспечения компании-производителя: «В данный момент мы доказали, что российский чип способен осуществлять автоматический полет беспилотника. Создание чипа — это долгая история, она может длиться до 5 лет. Сейчас, когда действуют санкции, недоступны технологии, такие как 28 нанометров — лучшие, с этим связаны все сложности».

Если микросхема может быть со стороны, то система управления и контроля обязана быть своей, чтобы люди на земле видели, что дрон в небе — не вражеский. Благодаря маленькой черной коробочке — трекеру ЭРА ГЛОНАСС — информация о полете коптера передается во все государственные структуры. В дальнейшем именно это позволит открыть небо для коптеров по всей стране.

Алексей Райкевич, генеральный директор АО «ГЛОНАСС»: «У нас уже есть опыт снятия запретов на полеты в ЮФО для малой авиации, когда мы подключили их к нашей системе и стали отдавать в госорганы информацию, был снят запрет на полеты. Сейчас у нас есть договоренности предварительные, что с агродронами можно сделать то же самое».

Правда, чтобы пустить беспилотник в небо к большим братьям, Росавиации нужно больше, чем наличие такого датчика на борту. БПЛА должен быть сертифицирован, то есть допущен к полетам компетентными органами.

Андрей Потёмкин, заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта: «У нас несколько процедур отработаны на этот счет. Шесть организаций в стране уже это делают, их число увеличивается. Соответственно, вопрос допуска БПЛА в воздух можно решить за несколько недель, может быть, даже меньше, в зависимости от темпов работы».

Сегодня в Московском авиационном институте инженеры внедряют опыт «Архипелага» в целое семейство беспилотников. Дроны «Аврора» и «Скаут» оснащены нейросетью и способны обрабатывать любую информацию, которую получают в полете.

Владимир Рыжков, пилот — инструктор дирекции «Аэромобильность» Московского авиационного института: «Начиная от подсчета поголовья медведей, оленей, волков, коров и заканчивая, например, оценкой состояния навигационных каналов. Кто, например, мог подумать из нас, инженеров авиационных, что есть такая проблема?»

Среди участников «Архипелага» оказались и те, кто слегка опередил свое время. На Сахалине конструкторы из Санкт-Петербурга впервые продемонстрировали управление беспилотником через спутник. Инженеры компании «Геоскан» вели БПЛА с помощью группировки космических аппаратов «Гонец». Но для полного покрытия зоны связи таких спутников на орбите пока маловато.

Алексей Юрецкий, генеральный директор компании «Геоскан»: «Мы показали техническую возможность, но реально использовать это сейчас как управление беспилотником реально проблематично, потому что мы не имеем постоянного покрытия. Плюс появляются задержки в передаче сигнала. Поэтому мы считаем, что этот эксперимент — это такой толчок к обсуждению развития космических группировок, которые могли бы использоваться для беспилотников».

Границы дальности полетов беспилотников стирают ученые из подмосковной Черноголовки. Инженеры «посадили» дрон на водородный двигатель. Изначально заказчик поставил задачу увеличить грузоподъемность коптера. В итоге вместе с ней кратно увеличилась и дальность полета.

Алексей Левченко, руководитель центра компетенций НТИ Федерального исследовательского центра проблем химической физики и медицинской химии: «Мы можем делать энергоустановки с энергоемкостью от 500 до 800 ватт-час на килограмм, то есть это в два, три, а то и в четыре раза выше, чем аккумуляторы. Соответственно, количество энергии больше, дрон дольше летает. Это главное преимущество».

По словам участников «Архипелага», форум собрал воедино не только тысячи человек, но и сотни уже воплощенных или только задуманных идей. Если о повсеместном внедрении дроносферы в нашу жизнь говорить еще рано, так как минимум контуры будущего беспилотного неба уже определены.

Читайте также