В Эрмитаже разгадывают тайны золоченого монстранца из Ревеля

08.10.2024, 21:28

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Знаменитый монстранц Ганса Рисенберга 1474 года открывает свои тайны широкой публике. В Аполлоновом зале Эрмитажа открылась выставка одного экспоната.

Всех тайн этого экспоната не знает даже куратор выставки. Хотя знаменитый монстранц Ганса Рисенберга кочует из экспозиции на экспозицию и буквально у всех на виду. Но впервые за 550 лет существования драгоценного предмета ленточку перережут ради него одного.

Литургический сосуд для хранения и демонстрации гостии — облатки, символизирующей частицу тела Христа, был изготовлен в 1474 году в Ревеле, нынешнем Таллине.

Ольга Костюк, заведующая отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: «У него была трудная судьба. Иногда он считался святой реликвией, которая очень ценилась, а иногда как раз, наоборот, утрачивал этот статус. В эпоху Реформации его даже хотели переплавить».

Но выполненный из серебра и покрытый позолотой восьмикилограммовый сосуд оставили как ценный предмет в магистратуре. А в 1711 году в Нарве преподнесли генерал-губернатору Эстляндии Меншикову, от которого шедевр поздней готики перекочевал к Петру Первому.

В наше время звук пары колокольчиков могут слышать лишь хранители, подготавливающие сокровище к очередной встрече с посетителями. Но даже им не дано в подробностях рассмотреть бесчисленные контрфорсы, пинакли, арочки и спрятанных среди них святых в сопровождении драконов-гаргулий. На помощь пришла современная оптика. Эрмитажный фотограф Александр Ботков заблудился в золоченом лесу на целую неделю.

Чтобы посмотреть в лица апостолов, пришлось на время вынуть центральную фигурку Мадонны. Монстранц сняли в движении и буквально со всех сторон.

Фотосъемка позволяет увидеть автограф автора. Ганс Рисенберг начертал свое имя на обратной стороне подножия. Размашистые буквы выглядят несколько небрежно по сравнению с ювелирной гравировкой наружной части.

Был ли у монстранца Рисенберга двойник? Почему творение немецкого умельца перепутали и правильно атрибутировали лишь в XIX веке благодаря эстонским исследователям? Таинственно переливаясь сверкающими камнями, которые на поверку всего лишь качественно ограненное цветное стекло, монстранц пять с лишним веков продолжает завораживать красотой и хранить интригу для будущих поколений.

Читайте также