Дружба, восхищение и искажение фактов: как следователи «кололи» опасных маньяков

06.10.2024, 14:31

Видео программы «Новые русские сенсации»

Битцевское чудовище, изверг Кузнецов, «лифтеры» — и это еще не полный список маньяков, к розыску которых подключился в 90-е легендарный «Бандитский отдел». В те годы перед следователями стояла задача не только вычислить безжалостного душегуба, но и любыми способами войти с ним в тесный контакт, чтобы заставить заговорить.

В «Бандитский» отдел набирали только тех, кто мог выдержать такую работу. Нужны были особые навыки, а главное — ясный ум, выдержка и стальные нервы. От зоркого профессионального взгляда не должно было ускользнуть ни одной зацепки, ни одной детали. Но мало знать, что перед тобой жестокий серийный убийца, это надо еще и доказать. При этом промедление в расследовании порой было едва ли не хуже самого преступления. Ведь пока идет поиск, маньяк ищет новую жертву.

Первым столичным маньяком, о котором писала пресса, стал Кузнецов. На допросах он утверждал, что на его счету около 500 нападений на женщин, но так и не смог объяснить, когда у него появилась звериная тяга к насилию. Его серия преступлений началась 7 мая 1991-го. Он безнаказанно убивал, пока одной из жертв чудом не удалось вырваться из его мертвой хватки. Испугавшись, он сбежал в Киев, а потом вернулся в Москву, и снова начались убийства.

Сотрудники «Бандитского отдела» сразу узнали знакомый почерк. Столичная милиция выделила на поиски маньяка службу наружного наблюдения, участковых инспекторов и сотрудников уголовного розыска. И его взяли в метро. А дальше для следователя Слинько началось самое сложное — ему предстояло «расколоть» убийцу, который прочно уверовал в свою безнаказанность.

Александр Слинько: «С Кузнецовым вообще пришлось чуть ли не дружить в свое время».

Чтобы приручить «зверя», следователь изучил его биографию. Как хороший психолог, он с ходу определил слабое место Кузнецова — тот жаждал, чтобы им восхищались, и ради этого готов был на все.

Совсем другой мотив двигал знаменитым подъездным насильником Олегом Косаревым, который орудовал в лифтах. Его страстью была жажда наживы.

Андрей Супруненко: «Он сбывал женские ювелирные изделия. Начали проверять, а эти украшения, как оказалось, были похищены у потерпевших во время изнасилования. И начали его крутить».

«Лифтер» начал свою серию еще в 1992 году после очередной отсидки за изнасилование. Обобщив материалы, следователи выяснили, что чуть ли не половина преступлений Косарева нигде не регистрировалась. Только по установленным фактам он совершил около 50 нападений.

Преступления, совершенные как под копирку, можно было бы списать на Косарева, но в некоторых случаях у него оказалось железное алиби. Так стало ясно, что параллельно с «лифтером» в столице аналогичным способом орудует его подражатель. Они действовали одновременно, были подозрительно похожи внешне и знали друг о друге, причем не только из газет. Вторым маньяком, тенью следовавшим за Косаревым, оказался Валерий Деев.

В марте 1997-го Косарева приговорили к 15 годам лишения свободы, В 2010-м он получил условно-досрочное и снова взялся за старое. В третий раз Косарев получил уже 20 лет. Деев след в след повторял за ним каждый шаг с небольшой разницей во времени — освобождение, возврат к старому и новый срок в 2017-м.

Но были моменты, когда каждому из следователей хотелось расправиться с обвиняемым лично своими руками. Методы Пичушкина шокировали своей жестокостью и изощренностью. На счету знаменитого Битцевского маньяка — 49 доказанных убийств, на 6 больше, чем у Чикатило. Но сам Пичушкин с этой цифрой не согласился, настаивая, что лишил жизни 61 человека.

Каждое преступление он отмечал на страшной шахматной доске. И впоследствии сожалел лишь о том, что не успел «доиграть партию» — жертв должно было быть 64, по количеству клеток. И на этом останавливаться он не планировал. Закончив чудовищную «партию» в шахматы и заполнив все 64 клетки, он мечтал начать новую «игру» со смертью.

С этим циничным убийцей отказывались работать опытные следователи-женщины. Супруненко стал тем, кто не просто не испугался заглянуть абсолютному злу в глаза, но и смог залезть в самые темные и отдаленные уголки его подсознания.

Андрей Супруненко: «Ему нужно было внимание, значимость свою показать, чтобы им восхищались, какой это невиданный. В принципе, мы так и работали. Все общение с ним шло в рамках — покажи, подтверди, что ты великий, докажи, что это ты убил людей, что ты не самозванец».

Стратегия сработала. Маньяк не хотел делиться своей славой с другими и заговорил. А мотива у него, как потом выяснилось, попросту не было. Он преследовал лишь одну цель — убивать. Безотказно действовал и другой прием — намеренно допуская ошибки в описании преступлений, Супруненко ждал реакции. И каждый раз получал то, что нужно — откровенный рассказ маньяка в самых жутких подробностях.

Суд приговорил Пичушкина к пожизненному лишению свободы, и на какое-то время следователь выдохнул, пока не началась охота на продолжателя дела Битцевского маньяка. Уроженец Грузии Олег Петросян проходил в сводках, как «маньяк-каратист». С Битцевским маньяком их связывала какая-то зловещая невидимая нить, как пытался убедить следователей сам Петросян.

Остановить кровожадного убийцу помог случай. Его признали невменяемым из-за параноидной шизофрении и 16 ноября 2009 года Московский городской суд отправил его на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу с интенсивным наблюдением. Как и его кумир Пичушкин, он вряд ли когда-либо окажется на свободе и больше никому не сможет навредить.

Все выпуски программы «Новые русские сенсации».

Читайте также