Ставки растут: ближневосточный кризис грозит перерасти в ядерную войну

05.10.2024, 16:29

Видеосюжет: Антон Чечулинский
Видео программы «Центральное телевидение»

В Израиле еще не утих вой сирен, когда Нетаньяху объявил о том, что его страна подготовит ответ Ирану на ракетную атаку. В Тегеране объяснили, что нанесенный удар был местью за ликвидацию главы движения «Хезболла». И теперь к войне на юге, которую Израиль ведет с ХАМАС в секторе Газа, добавилась война на севере. Но тут достаточно ослабить «Хезболлу» настолько, чтобы его уничтожили политические противники в самом Ливане. Сможет ли помешать этому главный союзник движения — Тегеран? И как будет распутывать тугой узел ближневосточных противоречий Вашингтон, который оказался втянутым в этот региональный конфликт?

Быть лидером «Хезболлы» смертельно опасно. Израиль всеми силами доказывает это. На южный район Бейрута, где находится главный штаб движения, ВВС сбросили бомбы общим весом в 73 тонны. По данным израильской разведки, там проходило совещание с участием Хашима Сафи Ад-Дина, двоюродного брата и преемника Хасана Насруллы, убитого неделей раньше.

Отработанный в Газе принцип, когда ради одной военной цели можно уничтожить многие мирные, теперь реализуется в столице Ливана. По оценкам правительства Ливана, погибших уже две тысячи, еще несколько тысяч человек находятся в больницах. Миллионы людей пытаются покинуть страну. Ливанские власти кричат о гуманитарной катастрофе, но, похоже, на них здесь мало кто обращает внимание.

Как отмечает политолог Тони Маалуф, ливанская де-юре армия в боях с ЦАХАЛ даже не участвует. Но де-факто армия Ливана — это «Хезболла», которая просто подчиняется не Бейруту.

Тони Маалуф, политилог, председатель Ассоциации выпускников советских и российских вузов в Ливане: «Государство Ливана ослабло так, что практически ничего не осталось. А „Хезболла“, наоборот, стала намного мощнее, как государство внутри государства. 7 октября — это такая точка невозврата, которая дает знать точно, что в Ливане не государство решает вопросы мира».

Решить, что на этой неделе внезапно повышают ставки, может Иран. Главнокомандующий Корпусом стражей Исламской революции Хоссейн Салами благословил запуск по Израилю двух сотен ракет. Иран заявил, что в ходе атаки было уничтожено 20 истребителей F-35. По данным Израиля, ущерб был незначительным. Журналисты The Washington Post насчитали минимум 25 ракет, которые пробили «Железный купол». Одна из них упала рядом со штаб-квартирой МОССАД.

Али Хаменеи, высший руководитель Ирана: «То, что сделали наши вооруженные силы, было минимальным наказанием за поразительные преступления вампирского, волчьего, узурпаторского сионистского режима».

По словам бывшего командира Корпуса стражей Исламской революции генерала Хоссеина Канани Могадама, в следующий раз будут использованы все возможности иранской военной техники.

Хоссеин Канани Могадам: «У Ирана имеется более 50 тысяч ракет, баллистических ракет, гиперзвуковых ракет и другой военной техники».

В Израиле, однако, таким заявлениям не верят. Бывший премьер Беннет, будто забыв завет, придуманный его предками, что за глаз надо отбирать глаз, не больше, настаивает: Израиль должен ответить ударом по иранским ядерным объектам.

Нафтали Беннет, бывший премьер-министр Израиля: «У Израиля появилась величайшая за последние 50 лет возможность изменить облик Ближнего Востока. Мы должны действовать „сейчас“, чтобы уничтожить ядерную программу Ирана».

Хоссеин Канани Могадам: «Если они это сделают, мы можем атаковать ядерный исследовательский центр в Димоне. Это будет подобно взрыву большой атомной бомбы, как в Хиросиме и Нагасаки».

Не исключено, что Нетаньяху согласился бы и на такую жертву, ведь полноценная война с Ираном вынудит полноценно вмешаться главного союзника — Америку. Но Джо Байдена, которому всего-ничего до пенсии, такие перспективы, похоже, не радуют.

Пока Иерусалим раздумывает, как же все-таки ответить, Тегеран возвращается к привычным будням. О том, что мир завис над пропастью, напоминают разве что посвященные иранской атаке баннеры. А в остальном все так же работают базары, все так же сочатся финики и иранский риал все так же стремится к нулю по своей стоимости. Бывший кандидат в президенты Ирана Хушанг Амирамади считает, что шанс на спасение экономики улетел вместе с ракетами.

Хушанг Амирамади: «Экономика страны достигла дна. Это смешно, но в Иране разорено правительство. Именно поэтому они умоляли Америку о любой сделке».

Еще недавно восстановить диалог с Западом, а следом провести экономические реформы обещал новый президент Ирана Масуд Пезешкиан. Но сейчас все поменялось.

Масуд Пезешкиан, президент Ирана: «В день моей инаугурации Израиль убил главу политбюро ХАМАС, нашего гостя, европейцы сказали нам быть терпеливыми. И мы ждали ради мира. Но эти трусы вместо того, чтобы прекратить убийства, стали еще более бесстыдными».

Он безоговорочно поддерживает ракетный удар по Израилю. При этом, как пишут, с ним его не то что никто не согласовывал, его об этой атаке даже не предупредили.

Хушанг Амирамиди: «Пезешкиан — это просто марионетка верховного лидера Хаменеи. Но и у Хаменеи сейчас положение шаткое. Если Израиль уничтожит в ответ часть экономической инфраструктуры Ирана, Хаменеи потеряет контроль, и Корпус стражей революции возьмет на себя управление страной».

Но есть и другой вариант развития событий: внешняя эскалация может помочь отвлечь народ от проблем внутренних. Но есть и те, кто радуется обострению на Ближнем Востоке без всяких «если» — торги на Уолл Стрит закрываются ростом акций американских компаний, особенно оборонных.

Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Новости по теме

Читайте также