Спасибо, учитель: как работают столичные школы для детей с особенностями здоровья

05.10.2024, 10:32

Видеосюжет: Глеб Дудкин
Видео программы «Сегодня в Москве»

Московские педагоги сегодня отмечают профессиональный праздник. С важной датой столичных преподавателей этим утром поздравил Сергей Собянин. Теплые слова в адрес учителей звучат все последние дни. Но преподаватели признаются, что лучшей наградой для них становятся успехи их учеников. Это относится и к школам, где обучают детей с особенностями здоровья

Умение словом донести мысль — важнейший навык для учителя. Особенно, когда это единственный способ взаимодействия с аудиторией, как в столичной школе, где обучают незрячих детей. Сотрудники здесь не ходят вдоль стен — это пространство необходимо для учеников. Около кабинетов установлены таблички со шрифтом Брайля, которые помогают сориентироваться. Каждый класс наполнен тактильным материалом: иллюстрации, таблицы, книги. Восспитанники реабилитационно-образовательного центра ежегодно занимают призовые места на всероссийских олимпиадах, сдают ОГЭ, ЕГЭ и занимаются творчеством.

Наталья Нифонтова, учитель русского языка и литературы школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых: «Учитель не только знания должен давать. Я всегда говорю: „Мне не важно, сколько отличников я выпущу, мне важно какими людьми вы будете, какими вы вырастете в конечном итоге, какими вы пойдете в эту жизнь“. Вот это, пожалуй, даже важнее, чем какая оценка у него будет по русскому языку».

Ирина Маржина преподает изобразительно искусство в реабилитационно-образовательном центре для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Классы оснащены специальными кушетками, которые позволяют ребятам снизить нагрузку на спину и полностью сосредоточиться на учебе. На своих занятиях Ирина старается не просто передать детям навыки рисования, а научить их видеть прекрасное.

Ирина Маржина, учитель ИЗО реабилитационного-образовательного центра №761: «Я учу их становиться добрее, относиться лучше к окружающему миру, к людям, животным, природе, уметь их видеть и чувствовать, изображать, подмечать мелочи, а это пригодится в любой профессии. Пусть они не станут художниками или дизайнерами, но они будут людьми».

Такой подход дает результат. Дети с нетерпением ждут новых занятий.

Школа-интернат — это место, где дети проводят больше времени, чем дома, а потому им нужен не просто учитель, а друг, который всегда поддержит и поможет советом. Для воспитанников реабилитационно-образовательного центра для детей с заболеваниями крови и эндокринной системы таким человеком стала учительница истории Елена Блуднова.

Варвара Аксёнова, ученица реабилитационной школы-интерната №32: «Преподаватель замечательный, мы очень любим Елену Юрьевну. Это всегда очень душевная атмосфера, очень интересный урок. К тому же она поддерживает и на внешкольных занятиях, стимулирует узнавать что-то новое, погружаться в разные темы».

Елена говорит, что для нее, как и для любого учителя, самая большая награда за труды — успехи детей.

Елена Блуднова, учитель истории и обществознания реабилитационной школы-интерната №32: «Когда ты чувствуешь отдачу от того, что ты делаешь, когда ты чувствуешь, что то, что ты посеял, дает какие-то всходы, ну и когда они просто подходят и спрашивают, когда будет урок истории, потому что они его ждут, — это очень приятно и это дает силы работать дальше и заниматься любимым делом. Для меня это любимое дело».

Учителя реабилитационно-образовательных центров называют своих учеников самыми обычными, нормальными детьми. Но это не так. Они более чуткие, добрые и ранимые — особенные дети, которым попались особенные учителя.

Читайте также