Как украинские радикалы вербуют детей

04.10.2024, 13:52

Видеосюжет: Иван Губин
Видео программы «ЧП»

39 сторонников украинских террористических организаций задержали сотрудники ФСБ в десятках регионах России. Самым молодым радикалам — всего 14 лет. Деструктивные сообщества появляются ежедневно на популярных интернет-площадках. Не всегда проверка контента проходит оперативно. Ресурс Discord, к примеру, не удаляет запрещенные материалы даже после сотен обращений разных ведомств. Как раз в этом мессенджере и общались несколько задержанных. В их переписках силовики нашли инструкции по проведению диверсий и терактов, планы подготовки вооруженных нападений.

В ходе недавней масштабной операции ФСБ в связке с другими ведомствами по всей России задержаны 39 радикалов. Все они так или иначе связаны с деструктивными интернет-группами и сообществами, посвященными романтизации биографий маньяков, нацисткой идеологии, бессмысленной жестокости и смерти.

Типичное наполнение таких групп: трэш-контент, короткие монтажные склейки, быстрая смена кадров. Лейтмотивом через все проходит одна мысль: насилие — норма. И это уже начало обработки молодежи.

Дмитрий Шпилёв, доктор социологических наук, профессор кафедры криминологии Нижегородской академии МВД: «Задача модератора ужасная, но очень простая. Человек должен перестать бояться видов крови и видов смерти. Шок-контент играет здесь важную роль. И многие дети пишут о том, что противно, страшно смотреть, но мы просто подсели и не можем отказаться».

Только за последние два года в поле зрения спецслужб попали более 1200 подписчиков подобных пабликов. Это обычные подростки. С характерными для возраста проблемами, часто нелюдимые и непринятые в классе, в школе и семье. Как раз ее и пытаются заменить кураторы

Инна Белесикова, участница запрещенного террористического движения М. К. У.: «Я отправила фотографию Егору, он очень обрадовался этому. Он сказал: „Ты моя умница“».

Похвала от руководителя запрещенного террористического движения «Маньяки. Культ Убийств», гражданина Украины и заочно арестованного неонациста Егора Краснова куда чаще доставалась совсем не за набитые в его честь татуировки, а за задания, так называемые «акции прямого действия».

Инна Белесикова: «Допустим, сегодня на акции ты должен кого-то в почку ударить, завтра кому-то горло вскрыть, потом в ногу кому-то пырнуть».

Первым заданием в офлайне для Инны стало нападение с перцовым баллончиком на продавца шаурмы. На следующем этапе в руках бывшей чемпионки по боксу оказался нож. Им она атаковала двоих мигрантов. Оба выжили. А начиналось все с поручений рисовать свастики на стенах.

Финальной целью М. К. У. были так называемые «массовые зачистки». Инструкции по сборке оружия и взрывных устройств, тактики ведения боя и экстремистскую литературу поставлял Краснов. Прямиком из украинского СИЗО.

Вполне вероятно, что за личностью Краснова скрывается совсем не один человек, а, например, целый офис по соседству с колл-центром мошенников. И он такой не один. Спецслужбам известны несколько зарубежных штабов модераторов деструктивных течений.

Игорь Бедеров, руководитель департамента расследований T.Hunter: «Есть сообщества, которые мы относим к деятельности ЦИПсО Украины. Есть сообщества, которые мы физически находили на территории Прибалтики, Польши, Грузии и других стран. Но чаще всего это Прибалтика и Польша».

Деструктивные приватные каналы появляются ежедневно. Социальным сетям и мессенджерам необходимо оперативно осуществлять проверку контента и реагировать на поступающие запросы правоохранительных органов. Некоторые компании и вовсе игнорируют любые запросы. Как, например, популярная среди геймеров площадка Discord. Американская компания, в отличии от соседей по рынку, уже третий год игнорирует требования удалить запрещенный контент.

Если Discord и дальше будет делать вид, что запросы его не касаются, то в ближайшее время Роскомнадзор вполне может заблокировать платформу. На расследование киберпреступлений это никак не повлияет, специалисты порой работают в гораздо более стесненных условиях.

Игорь Бедеров: «Да, существуют виртуальные телефоны, существуют VPN-сервисы, но это не отменяет того, что есть общий электронно-цифровой след пользователя, в который входит еще порядка 60 с лишним параметров кроме телефона и IP-адреса. И по нему можно вполне установить любого пользователя».

Облегчить работу силовикам и найти решение проблемы пытаются в Госдуме. Вслед за законом о запрете треш-контента могут появиться и наказания для тех, кто пропагандирует культ жестокости и ненависти в Сети. По оценкам специалистов, такая мера поможет еще больше снизить плотность запрещенного контента в интернете. А вместе с этим свести к минимуму появление новых радикальных единиц.

Читайте также