«Темный час для Украины»: Запад меняет курс

02.10.2024, 14:08

Фото: Associated Press © 2024, Susan Walsh

Западные политики и чиновники все чаще говорят о смене курса в отношении Украины и о необходимости завершать конфликт путем переговоров. Один из самых обсуждаемых в западной прессе вопросов — об условиях возможного перемирия и том, чтобы предоставить Украине членство в НАТО либо схожие с ним по функционалу гарантии безопасности. Западу и Украине хотелось бы такого решения, но они справедливо опасаются, что это не примет Россия.

На фоне изменения курса Запада по вопросу Украины все больше разговоров об условиях возможных переговоров и перемирия. Западные аналитики обсуждают способы обеспечения сохранности Украины как государства с прозападной ориентацией. Вступление Украины в НАТО целиком или частями могло бы стать формой обеспечения сохранности такого государства, но на Западе понимают, что это, в том числе, и стало причиной изначального конфликта, и по поводу приемлемости такого решения продолжают идти дискуссии.

Ушедший с поста генсек НАТО Йенс Столтенберг накануне отставки допустил, что Украина может быть принята в альянс не целиком, а в том виде, в котором она находится сейчас: только с территориями, подконтрольными ей на данный момент. Такой вариант развития событий Столтенберг не исключил в беседе с агентством «Интерфакс-Украина».

«Если мы говорим, что единственный способ для Украины стать членом (НАТО) — это прекращение войны и полный контроль над всей украинской территорией, тогда мы даем президенту Путину все стимулы просто найти способ продолжать (конфликт — Прим. ред.)», — отметил генсек.

Таким образом, он дал понять, что идея о вступлении в НАТО Украины с границами 1991 года не станет инструментом окончания конфликта, а потенциальное членство Украины только с подконтрольными Киеву территориями «может быть способом гарантировать, что, когда между Россией и Украиной будет достигнуто какое-то соглашение, на этом это прекратится». По мнению Столтенберга, «членство в НАТО может стать способом обеспечения прочного мира для Украины».

Новый генеральный секретарь НАТО Марк Рютте в день вступления в должность заявил, что Украина в будущем должна вступить в альянс и что это будет одним из приоритетов его работы. «Мы должны выполнить пакет, согласованный на Вашингтонском саммите — командование, финансовое обязательство и необратимый путь Украины к членству. И мы должны поддерживать эту поддержку в будущем, потому что законное место Украины — в НАТО», — заявил Рютте в первой речи на должности генсека.

Тем временем Financial Times обращает внимание на существенные изменения общественного мнения на Украине по вопросу переговоров и на значительное изменение риторики европейских и украинских дипломатов. В свежем материале FT «Украина переживает свой самый темный час» говорится, что страна проигрывает на поле боя на востоке, мобилизация вызывает социальную напряженность. Украину ждет суровая зима с перебоями в подаче электроэнергии и тепла. Общество устало от конфликта, и даже военные на фронте хотят переговоров с Россией.

Financial Times приводит мнения воюющих граждан Украины, которые признаются, что их пугает перспектива «вечной войны» и они начинают думать о том, чтобы «спасти свой народ». «Сейчас я за переговоры», — рассказал изданию один из командиров. Он боится, что его сын — тоже солдат — может провести большую часть своей жизни в боях, а его внук однажды может стать участником бесконечного конфликта. Другой офицер выразил опасение, что «им конец», если США перекроют кран военной помощи.

Украинское общественное мнение также все больше склоняется к мирным переговорам. Опрос, проведенный Киевским международным институтом социологии летом 2024 года, показал, что 57% респондентов считают, что Украине следует вступить в мирные переговоры с Россией (в 2023 году за переговоры было 33%). Опрос продемонстрировал, что потери от конфликта касаются все большей части общества. 77% респондентов сообщили о потере членов семьи, друзей или знакомых, это в четыре раза больше, чем двумя годами ранее. Две трети опрошенных заявили, что им трудно или очень трудно жить на доходы, которые они могут получить в военное время.

Число граждан Украины, выступающих против территориальных уступок, все еще составляет более половины опрошенных (55%), но значительно снизился с пика 87% в начале 2023 года. Утверждается, что общество более открыто для компромисса, согласно которому в обмен на членство Украины в НАТО Россия сохраняет контроль над занятыми территориями.

На Генассамблее ООН в Нью-Йорке многие европейские дипломаты заметили значительное изменение в риторике, касающейся потенциального урегулирования конфликта. Украинские чиновники стали более открыты для обсуждения того, как достичь соглашения о прекращении огня, даже без требований вывода российских войск. Западные чиновники откровенно говорят о срочности заключения сделки.

«Земля в обмен на членство (в НАТО) — это единственный вариант, все это знают, — заявил высокопоставленный западный чиновник в комментарии Financial Times. — Никто не скажет этого вслух, но это единственная стратегия, которая есть в запасе».

«Членство в НАТО остается ключевой целью Украины, но очень немногие из 32 членов альянса считают, что это возможно без полного и длительного прекращения огня и четкой линии на карте, которая определит, к какой части территории Украины применяется пункт альянса о взаимной обороне», — говорится в статье.

Некоторые политики и чиновники выступают за модель членства Западной Германии в Североатлантическом союзе. Такая схема просуществовала более трех десятилетий — с 1955 года до падения Берлинской стены и воссоединения Германии.

В недавнем материале The Economist рассматривался вариант вступления части Украины в Альянс. Издание призывало Байдена дать Украине перспективу вступления в НАТО вместо привычных уже слов о «безоговорочном пути» к членству.

Известно, что Байден осторожен в этом вопросе, так как 5-я статья устава НАТО предусматривает, что члены союза будут поддерживать друг друга, если один из них подвергнется нападению. The Economist предполагал, что, открывая дебаты на эту тему, Байден мог бы ясно дать понять, что статья не будет распространяться на контролируемые Россией территории.

«Западногерманская модель набирает обороты, особенно в Белом доме, который наиболее скептически относился к членству в НАТО, — заявил Financial Times Джереми Шапиро из Европейского совета по международным отношениям. — Русским это не понравится, но, по крайней мере, это могло бы стать началом компромисса».

По данным FT, до своего ухода с поста президента в январе Джо Байден может согласиться повысить статус заявки Украины на членство в альянсе.

Однако, отмечает The Economist, членство Украины в НАТО сопряжено с рисками. Если в будущем конфликт разгорится вновь, Америка может столкнуться с «ужасной дилеммой»: поддержать Украину и подвергнуться риску войны с ядерным противником или отказаться и ослабить свои альянсы по всему миру.

Financial Times указывает, что даже западногерманская модель членства Украины в НАТО потребовала бы масштабного развертывания сил со стороны США и их партнеров, чему любая администрация Штатов, демократическая или республиканская, скорее всего, воспротивилась бы, учитывая сосредоточенность Вашингтона на угрозе со стороны Китая. Financial Times считает, что решение может зависеть от того, захотят ли европейские державы взять на себя большую ответственность.

При этом чиновники считают маловероятным, что Россия согласится на вступление Украины в НАТО, а какой-либо иной формат участия Украины в НАТО, кроме полного членства, вряд ли будет достаточным, чтобы остановить конфликт. «Я не думаю, что Россия согласится на наше участие в НАТО, — говорит высокопоставленный украинский чиновник. — Даже если мы получим приглашение в НАТО, это ничего не будет значить. Это политическое решение».

Новости по теме

Читайте также