Символы эпохи: в Музее транспорта Москвы возрождают уникальную технику

01.10.2024, 17:30

Видеосюжет: Дмитрий Лапиков
Видео программы «Сегодня в Москве»

Первый советский лимузин ГАЗ-12, легендарный чешский трамвай Tatra T3, будку регулировщика 70-х годов и светофор 60-х можно будет увидеть в Музее транспорта Москвы на экспозиции в гараже Константина Мельникова. К открытию нового выставочного пространства планируют отреставрировать сразу несколько транспортных экспонатов и артефактов.

На сегодняшний день трамвай — это комфортный и современный способ передвижения по Москве. Внутри — низкий уровень пола, можно зарядить телефон, работают экраны с информацией. У всего этого большая предыстория: полвека назад в столице появился вагон, который изменил облик общественного транспорта в городе.

Трамвай Tatra T3 появился в Москве в 1963-м и стал не просто любимым транспортом жителей, а символом той эпохи. Вагоны легендарного трамвая более 50 лет отработали на улицах города, его помнит не одно поколение москвичей. Сейчас это уже история.

Сергей Орлов — действующий водитель-инструктор. На Tatra T3 он ездил еще ребенком, и именно этот трамвай вдохновил его на выбор профессии. Поработать на нем уже будучи взрослым у Сергея не получилось, однако вместе с коллегами он занимается более важным делом — реставрацией легендарного вагона.

Сергей Орлов, водитель-инструктор трамвайного депо имени Апакова: «Сейчас мы находимся на третьем, завершающем этапе реставрации. На данном этапе будут установлены оригинальные поручни, плафоны освещения, установлены сиденья, которые по цвету как с завода. Наша основная задача — вернуть этому вагону первоначальный облик».

Реставрация — это не только про внешний вид объекта. Главная и самая сложная задача — сделать так, чтобы трамвай был на ходу.

Вячеслав Котов, руководитель управления реставрации Музея транспорта Москвы: «Любой реставратор пытается и старается сделать технику ходовой, потому что машина и была создана кем-то когда-то, чтобы она ездила. Мы тоже стараемся, чтобы она ездила. Это один момент. Второй момент — реставрация не заканчивается никогда».

Все потому, что запчасти для транспорта прошлого века приходится искать по всей стране. Реставраторы, как детективы, хватаются за любую зацепку, будь то архивные фотографии или чертежи.

Олег Иванов, механик-реставратор: «Реставрация — это очень кропотливая работа, требующая определенных навыков. Это не только физический труд, например умение красить, это прежде всего работа головой, умение читать чертежи и технические задания».

В коллекции Музея транспорта Москвы есть автобус ЗИС-154, который считается дальним родственником современного электробуса.

Олег Газизов, специалист научно-исследовательской службы Музея транспорта Москвы: «Двигатель здесь установлен сзади, он дизельный и крутит специальный генератор, а уже генератор передает ток на электродвигатель. Именно электродвигатель крутит колеса. Вся эта компоновка сильно опередила время, это был технологический прорыв».

Таких автобусов было изготовлено чуть больше тысячи, а до наших дней дошли единицы. Сегодня восстановленный ЗИС-154 — бесценный экземпляр.

Олег Газизов: «Музею этот автобус интересен в первую очередь своим техническим оснащением, поскольку эта машина уникальна для своих лет. А посетителям музея будет интересно оценить уровень технической эстетики 50-х годов».

В музее будет не только транспорт, но и телефонные будки, дорожные знаки, указатели, светофоры. В работе у сотрудников — десятки артефактов и пять транспортных экспонатов, которые подготовят до конца года. Всего же с 2020-го восстановили свыше 30 единиц техники, большая часть будет представлена в постоянной экспозиции.

Читайте также