Большая помощь маленьким сердцам: как работают детские кардиохирурги Москвы

30.09.2024, 17:25

Видеосюжет: Вера Данилиди
Видео программы «Сегодня в Москве»

Детская кардиохирургия в Москве отвечает лучшим мировым стандартам. Этого удалось достичь благодаря современной инфраструктуре, высокой квалификации врачей и комплексному подходу к оказанию медицинской помощи. Как отметил мэр Сергей Собянин, московские врачи помогают даже самым маленьким пациентам с патологиями сердечно-сосудистой системы.

Милана родилась с экстремально низким весом — всего 530 граммов. У малышки есть ее копия — сестра Эмилия. У близняшек все одинаковое, кроме одного: у Миланы врожденный порок сердца.

Светлана Усанова, мама Миланы и Эмилии: «Было очень страшно, каждый день — пороховая бочка. Приходишь каждый день в реанимацию, скрещивая пальцы: „Хоть бы мой ребенок был жив“».

О диагнозе родители узнали сразу после рождения. Операцию нужно было делать как можно скорее, но вес просто не позволял. Медики говорят, что таких пациентов встречают нечасто: ребенок и недоношенный, и с сердечной патологией. Сейчас Милане чуть больше двух месяцев — малышке уже сделали первую операцию.

Светлана Усанова: «Если бы не столичные медики, малыш просто не справился бы. Врачи — боги, просто боги. Спасибо им большое, что такие врачи в принципе есть, что таких деток выхаживают и помогают родителям, в том числе пережить это все».

Прооперировали Милану кардиохирурги детской Морозовской больницы. Это только первый этап реконструкции аорты. Впереди Милану ждет вторая операция. Работа с такими пациентами — без преувеличения ювелирная: чем меньше вес ребенка, тем выше риски. Права на ошибку у хирургов нет.

На операционном столе малыши проводят от четырех до 12 часов. Восстановление пациента начинают здесь же сразу после операции. Специалисты используют методику раннего перевода на самостоятельное дыхание: нужно это для того, чтобы избежать осложнений. Сокращает это и время пребывания пациента в реанимации. За жизнь таких детей в Москве борются на базе городских больниц — Морозовской и Филатовской, где отделения детской кардиохирургии вошли в состав многопрофильных детских стационаров. Это значит, что пациент может сиюминутно получить помощь любого специалиста.

Михаил Абрамян, заведующий отделением экстренной кардиохирургии и интервенционной кардиологии Морозовской больницы: «Эта модернизация привела к тому, что за последние пять лет количество операций, выполняемых детям с врожденными пороками сердца, выросло на 280%, то есть практически в три раза».

Связано это и с ранним выявлением таких патологий. Каждый рожденный ребенок в Москве на вторые сутки проходит кардиологический скрининг. Это простой тест, который с точностью до 80% помогает выявить по сути смертельный диагноз, который в столице звучит уже не как приговор.

Валерий Горев, главный врач ГБУЗ «Морозовская ДГКБ ДЗМ»: «В год рождаются около 1700–1800 детей, у которых диагностируется порок развития сердца. У части этих детей мы уже до рождения ожидаем порок развития сердечно-сосудистой системы и знаем, что потребуется помощь».

Будучи беременной, о диагнозе узнала и Екатерина Лаврова. На очередном ультразвуковом скрининге медики выявили у ребенка порок сердца. Оказалось, что еще страшнее было бы об этом диагнозе не узнать. Без своевременной операции этот порок сердца мог привести уже к необратимым последствиям.

Екатерина Лаврова: «Очень стала часто думать о том, как же мне повезло, что я родилась в Москве. Этот порок мог бы быть даже банально не виден на скрининге, то есть я о нем даже могла не знать, а в какой-то момент могли бы вылезти какие-то симптомы, которые вообще можно принять за другие заболевания и лечить не от того».

Женю прооперировали в день, когда малышу исполнилось ровно шесть месяцев. По словам мамы, не иначе как магия цифр. Теперь у малыша есть будущее без ограничений, ведь даже спорт в жизни мальчика возможен. Такой позитивный прогноз есть во многом благодаря современному оборудованию: столичные медики все чаще проводят малоинвазивные хирургические вмешательства. И каждый раз врачи совершают чудо.

Иван Скофенко, детский кардиолог, эндоваскулярный хирург Филатовской больницы: «Революционные методы внедряются больше в рентгенэндоваскулярную хирургию, то есть доступ в какой-либо сосуд, через который мы можем работать, выполнить, например, закрытие отверстия в сердце, которое не должно было сформироваться, или какой-то суженный сосуд открыть».

На каждый случай — своя схема хирургического лечения. Вариантов аномалий строения сердца и комбинаций врожденных патологий около 200. У каждого больного — свой порок сердца. Но задача у хирургов всегда одна: чтобы сердце пациента билось как можно дольше.

Читайте также