Подвеска глотает все неровности дорожного покрытия, если в них не проваливается. Известная поговорка гласит: больше скорость, меньше ям, больше денег слесарям. Как безопаснее проезжать выбоины?
Автомобиль, медленно проезжающий через ямы, проваливается вниз и вновь карабкается вверх. Такие колебания укачивают и раздражают. Если поддать газу, амплитуда колебаний уменьшается, колеса перестают нырять в каждую неровность. Одни водители предпочитают проходить ямы на скорости, другие пытаются беречь подвеску и ехать медленнее.
Самым ярким маркером износа подвески может быть состояние амортизатора. Для испытаний взяли два комплекта новых газомасляных амортизаторов из одной партии и проверили их на специальном диагностическом стенде. Имитация работы на шести скоростях позволяет определить диапазон хода штока от минус 25 до 25 миллиметров. Для амортизаторов это заводские показатели.
Сергей Валько, ведущий специалист технического центра: «Исходя из формы графика мы делаем вывод, что новый амортизатор полностью исправен».
На каждом из комплектов новых амортизаторов проехали по 100 километров.
Лев Зиманов, доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервиc» ГТУ «МАДИ»: «Во многих европейских странах в процедуру так называемого технического осмотра включена процедура проверки подвески или амортизаторов, потому что они начинают влиять критическим образом на безопасность дорожного движения».
С неисправными амортизаторами машину может начать раскачивать, она станет неуправляемой. На первом комплекте амортизаторов проехали ямы на скорости 60 километров в час, после чего заменили амортизаторы и повторили заезд, но медленно и осторожно. Водитель надеялся, что на трассе ему не встретится яма, с которой на скорости не справится подвеска его автомобиля.
Никита Савин: «Я подумал, что у меня машина просто напополам сломалась. Стоимость ремонта составила 2 миллиона 66 тысяч рублей».
На машине треснул стакан, передняя фара, оба бампера. Подрамник, гидроусилитель и рулевая рейка тоже под замену.
На загородной дороге с выбоинами на скорости в 60 километров в час «Нива» в прыжке отрывается от земли всеми колесами. Такая манера езды не жалеет ни людей в салоне, ни подвеску. Виброметр позволяет проверить комфорт для водителя и пассажира. Датчик устанавливается на водительское кресло. С помощью таких приборов проверяют прочность бетонных конструкций, турбин, насосов и автомобилей. Повышенные вибрации разрушают не только монолит и сталь, но и становятся причиной потери зрения, разрыва сосудов, а то и остановки сердца.
Алексей Умников, руководитель Центра комбинированных поражений ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А. И. Бурназяна: «Длительное вибрационное воздействие может влиять на функцию органов малого таза. У мужчин это может быть связано с явлением простатита и проблемам в половой сфере».
Вибрации на скорости в 60 километров в час составляют 2,5 метра на секунду в квадрате. Это крайняя степень дискомфорта. Уже через час такой вибрации позвоночник даже подготовленного водителя может не выдержать, а человек узнает о болячках, о которых даже не догадывался.
После замены амортизаторов протестировали медленную езду. В салоне укачивает, водителя клонит в сон. На небольших скоростях вибрации почти в два раза ниже, чем при скорости в 60 километров в час. Ехать так безопасно около трех часов, но важно не уснуть.
Виктор Тюрин, старший научный сотрудник Центра испытаний ФГУП НАМИ: «При увеличении скорости уровень вибрации возрастает приблизительно в два раза. В первую очередь это влияние на позвоночник человека».
Ход штока после осторожной поездки остался прежний диапазон 50 миллиметров, как и заложено производителем. Амортизатор, который не берегли. пролетая ямы на скорости, перестал гасить удары на небольших скоростях. Ход штока всего 47 миллиметров. Эта разница в три миллиметра даже на небольших неровностях почувствуется всеми частями тела.
Сергей Валько: «При тестировании амортизаторов, эксплуатируемых на большой скорости на плохой дороге, уже началась потеря газа, что в дальнейшим приведет к их полному выходу из строя».
Газомасляный амортизатор состоит из двух труб, одна из которых заполнена газом. При нагрузке масло давит на газ, а газ выдавливает масло, возвращая шток амортизатора в исходное положение. Если газа недостаточно, то шток не сможет вернуться в исходное положение достаточно быстро, появятся стуки, увеличится раскачивание кузова, ухудшится управляемость. А еще страдают шины, диски, шаровые, ступичные подшипники, поворотные кулаки.
Все выпуски программы «Главная дорога».