Видео программы «Сегодня»
В Русском музее Санкт-Петербурга завершилась реставрация знаменитой картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Монументальное полотно приходилось восстанавливать и раньше. В середине 90-х годов устраняли следы почтенного возраста холста, созданного более 200 лет назад, а сейчас специалисты решились «навести резкость» снять наслоения сильно пожелтевшего от времени лака, чтобы раскрыть тончайшие цветовые оттенки живописи Брюллова.
Один из фрагментов картины «Последний день Помпеи» еще недавно казался зрителям одного оливкового оттенка, но теперь замысел художника виден во всех цветах.
Ольга Клёнова, ведущий
Всадник уже не на пятнистом коне, как было, а на белом, да и заглянуть в картину можно глубже, туда, где лава Везувия и небо, закрытое пеплом.
Ольга Клёнова: «Мы убрали этот лак, который был подобно желтому фильтру, скрадывал цвета, менял теплохолодность, передние планы и дальние, все это сближалось».
Получается, что в последние годы было несколько искаженное представление о шедевре. Даже непрофессионал замечал пятна по всей картине, которые явно не были штрихами выдающегося художника. Полотно очистили и покрыли уже новым, совсем другим современным лаком, причем используя не только кисточку или аэрозоль, а специальную хитрую трубочку.
Марат Дашкин, реставратор, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи: «Это уже не тот лак, который можно купить в магазинах. Это современный лак, у него ультрафиолетовый фильтр, он защищает от лучей солнца, картина долго будет чувствовать себя хорошо».
Эти в буквальном смысле тонкости масштабной реставрации могли видеть все посетители Русского музея, где в одном из залов открыто велись работы. Такое действо за стеклом вызвало интерес. 10 месяцев над творением Карла Брюллова трудились реставраторы с растворами, ватными тампонами и кисточками. Они использовали специальный подъемник, чтобы охватить все полотно 4,5 на 6,5 метра.
Алла Манилова, генеральный директор Русского музея: «Как будто навели резкость, стали видны слои, глубина, прозрачность, ясность».
Картине почти 200 лет. Были и утраты, и следы прежних реставраций, как будто несколько слоев макияжа на лице. Но новые технологии, в том числе съемка инфракрасным спектрометром, позволили заглянуть внутрь картины. В таком свете было видно, что авторское, а что нет. В итоге по фрагменту неба даже пришлось пройтись водой с детским мылом, чтобы смыть позднюю неавторскую запись, которая была нанесена клеевой темперой.
Ольга Клёнова: «Клеевая темпера поддавалась только мыльному раствору. Это было большое пятно, которое мы убрали».
О нюансах своего искусства реставраторы рассказывали на
Елена Давыдова, начальник управления департамента ПАО «Газпром»: «Мы можем сказать спасибо реставраторам, спасибо за время, за труд, за то, что передаете свои навыки студентам. Именно так мы сохраняем историю и национальное достояние».
Карл Брюллов писал «Последний день Помпеи» в Италии шесть лет, будучи под впечатлением от посещения археологических раскопок древнего города, погребенного при извержении Везувия. Художника назовут Пушкиным в живописи, а картина станет визитной карточкой русского искусства. Сегодняшние реставрационные работы шли под чутким взглядом самого автора. Как известно, в одном из жителей Помпеи Карл Брюллов изобразил самого себя.
В октябре Русский музей откроет масштабную выставку Карла Брюллова в Михайловском замке, посвященную
Читайте также
- В Русском музее показали спасенные таганрогские шедевры
- В Русском музее спасли картины, пострадавшие при обстреле Таганрога
- В Русском музее возвращают первозданный облик «Последнему дню Помпеи»
- Директора 30 российских музеев собрались в главном реставрационном центре Петербурга
- «Масленица» вернулась в Русский музей
- Русский музей начал реставрацию картины Брюллова «Последний день Помпеи»