На что способна генетика, почему каждому взрослому и младенцу нужен специальный паспорт или чип? А также чему стоит поучиться у Анджелины Джоли и российских мам? Рассказывает молекулярный биолог, профессор Константин Северинов.
В ЗАГС С ГЕНЕТИЧЕСКИМ ПАСПОРТОМ
В будущем, считают ученые, люди будут более ответственно подходить к созданию семьи. Перед походом в загс обязательной должна стать консультация у
Если окажется, что папа и мама являются носителями неудачных генов, то с вероятностью 1:4 их ребенок будет иметь врожденную болезнь. Подобные мутации довольно редкие встречаются раз на тысячу. Но от такого риска не застрахован никто.
Константин Северинов, молекулярный биолог: «Если я случайно нашел себе партнершу, у которой повреждены те же гены, что и у меня, то у нас может быть плохая история».
Поэтому в стране каждый год рождаются около десяти тысяч детей с тяжелыми заболеваниями.
«Этого можно было бы избежать, если бы родители в рамках генетической консультации проверялись на носительство всех возможных патогенных мутаций. Им тогда можно было бы сказать, что вот такие у вас шансы. Это не будет никакая евгеника. Людям будет просто даваться рекомендация сделать ЭКО с отбором эмбрионов и получить тот эмбрион, который считается удачным с точки зрения генетической комбинации. Он будет просто здоровый. Это абсолютно ваш ребенок».
Сделать такие тесты, то есть фактически получить генетический паспорт, можно и сейчас. Но все упирается в деньги процедура не из дешевых, и внедрить ее повсеместно пока не представляется возможным. Но с развитием технологий, лет через 10, она должна стать более доступной, считает Северинов. И это позволит предотвратить тысячи случаев рождения больных детей в год.
ЧИП ПРИ РОЖДЕНИИ
Спустя десятилетие генетический паспорт смогут получать даже младенцы, надеется Северинов.
«Геномы будут делаться в самом начале нашего жизненного пути. Геном у ребенка и геном у взрослого один и тот же. Наш геном закладывается во время оплодотворения. Будет ли это чип или карточка, но там будут с самого начала выявлены некоторые предрасположенности».
Как, например, в случае Анджелины Джоли, которая уже будучи взрослой прошла нужные тесты и выяснила, что у нее есть мутация, увеличивающая шансы на развитие рака груди. Имея такую информацию и не желая рисковать, актриса радикально решила вопрос и удалила молочные железы, заменив их имплантами.
С развитием технологий шанс обезопасить себя получат миллионы. И чем больше у генетиков будет база для сравнения образцов, тем полезнее станет получение генетического чипа.
«Мы все сравниваемся с базой. Те волонтеры, которые сдают свои образцы, они работают не для себя и даже не для своих детей. Они, может быть, работают для ваших детей. Это волонтерство в высоком смысле этого слова. Не с чем сравнить не о чем говорить. Чем больше база, чем больший процент россиян в ней находится, тем точнее будут предсказания».
В ПОГОНЕ ЗА НОЖНИЦАМИ
Начиная с 2012 года в мировой науке произошел прорыв, который позволил разработать методы геномного редактирования. Проще говоря, были изобретены «генетические ножницы». Их авторы получили Нобелевскую премию, а мир возможность направленно и программируемо менять проблемные места в ДНК, приблизиться к геномной хирургии.
В нашей стране такого рода исследования фактически не вели. Но в 2019 году появилась федеральная программа развития генетических технологий.
«Было принято стратегическое решение вложить довольно большое количество денег, чтобы все это развивалось быстрее. Программа работает до 2030 года, то есть на 10 лет, это уже хорошо».
Каковы наши перспективы? В качестве убедительного примера Северинов приводит Китай. По его словам, Поднебесная отобрала пальму первенства у США по фундаментальным исследованиям и разработкам.
«Если смотреть по уровню и количеству научных статей, которые публикуются, они победили США. А 30 лет назад Китая в этой тусовке не было вообще».
В ЧЕМ СИЛА?
Почему научное развитие так важно, хорошо иллюстрирует история со «Спутником V».
«Вакцина, которая была сделана совместно шведами и англичанами (прим. AstraZeneca), оказалась нехорошей. Американские вакцины крайне инновационные, за ними точно будущее. Но „Спутник“ оказался очень хорошим. А французы, имея гиганта фармы Sanofi, не сделали вообще ничего».
Хотя в условиях санкций ученым стало сложнее работать, они все равно верят в то, что мы прорвемся. И главная причина новое поколение.
«Я много работаю в российских университетах и вижу, что в топовых вузах интерес студентов не меняется. То есть, мне кажется, наша сила в мамах, если хотите. Женщины продолжают рожать детей, и часть из них по совершенно непонятным причинам, несмотря на внешние условия, несмотря на внешние обстоятельства, решают, что они могут быть только учеными. Потому что у них это призвание».
Новости по теме
- Крах, кризис и новое начало: как изменится мир
- Как может выглядеть ядерная война
- «Придется уничтожать»: Сергей Караганов — о ядерной бомбе Зеленского
- Сергей Караганов: ядерное оружие — это оружие мира
- Сергей Караганов: я никогда не призывал к применению ядерного оружия
- «Химия», «пальма» и пищевые добавки — стоит ли их бояться
- Все новости по теме
Читайте также
- Живем дольше: почему ученые настаивают на расшифровке генома
- Ребенок дизайнерский, улучшенный? На что способна генетика
- Страшен не диагноз: инфекционист Минздрава рассказал о коварстве гепатита
- Генетическое оружие и суперсолдаты реальность или миф
- Генетическая совместимость: почему при создании семьи лучше посетить генетика
- О раке по наследству и исцелении одной инъекцией: на НТВ интервью главного генетика Минздрава