Марш-броски в полной экипировке и жесткие спарринги: как проходит экзамен на краповый берет

17.09.2024, 09:53

Видеосюжет: Кирилл Кикнадзе
Видео программы «Сегодня»

Бойцы российского спецназа Росгвардии готовятся к своему главному экзамену на краповый берет. Чтобы получить заветный знак отличия, предстоит выдержать суровые испытания, проверить на прочность характер и волю.

Металлический звук от попадания пули в небольшую мишень с расстояния 80 метров, перезарядка, через секунды тот же звук после стрельбы из соседнего квадрата. Тренируется элита Росгвардии на стрельбищах и горных тропах, вдали от курортов Северного Кавказа. Разбор ошибок проводят те, кто хорошо знает им цену и на поле боя, и в тылу противника во время проведения специальных операций.

Александр, инструктор группы специального назначения: «В одном положении ты донесешь, сколько угодно донесешь, а в другом метров 10–20 пронесешь, и хана рукам и спине».

Последний отрезок дистанции 10 700 метров. Еженедельно бойцы тренируются в касках, с автоматами и бронежилетами. Идет подготовка к главному испытанию в их жизни — экзамену на краповый берет.

В подразделениях спецназа Северо-Кавказского округа Росгвардии служат сотни подготовленных бойцов, однако лишь небольшая часть из них обладает правом носить краповые береты. Проводятся многокилометровые марш-броски в полной экипировке, а это в общей сложности килограммов 20 дополнительного веса, и жесткие рукопашные. Если боец выдерживает последний бой и остается на ногах, то ему вручают тот самый символ мужества и силы.

Александр, инструктор группы специального назначения: «Выходят 100 человек, они все готовы. Отпадают те, кто начинают в себе сомневаться. Нельзя думать, что можешь пересдать в следующий раз, только здесь и сейчас».

Центр спецназа Северо-Кавказского округа особый даже по меркам Росгвардии, тут четыре Героя России, в том числе офицер Алексей Мищенко. Его бойцы уничтожили в одном из сражений в зоне специальной военной операции более 50 украинских военных. Санинструктор части Денис служил под началом Алексея, в том бою получил два ранения, вынес из-под огня сослуживца с тяжелым ранением. 25-летний кавалер ордена Мужества вновь в строю.

Денис, санинструктор группы специального назначения: «Был прилет, была потеря сознания, в четверке нашей был тяжелый, мы начали его эвакуировать в желтую зону по разрешению командования. После этого произошел еще один прилет, была вторая потеря сознания, мы доволокли товарища до зоны, где не было прилетов, где можно было спокойно оказывать медпомощь. Я пока оказывал своему более тяжелому раненому товарищу помощь, мои товарищи оказывали помощь мне, меня перевязывали, мне обезболиающее ставили, пока я как человек с медицинским образованием оказывал помощь».

Стать частью спецназа Росгвардии мечтают кандидаты на контрактную службу, только переступившие порог воинской части. Для первого знакомства предлагается пробежать 100-метровку на время, потом подойти к перекладине. Норма — 18 подтягиваний. У Тимура получается, на первый взгляд, без особых усилий.

Тимур, кандидат на службу по контракту в подразделении спецназа Росгвардии: «Еще со школы определил, что хочу стать военным. Долго думал, еще с начала спецоперации, размышлял об этом, у меня друзья есть, кто участвует. Последней каплей стали события в Курской области, в стороне уже оставаться нельзя. Так было и у нас в семье, дед воевал, дошел до Берлина. Здесь приобрету больше навыков, которые помогут. Коллектив у них слаженный, не зря же они называются спецназом».

К будущим контрактникам здесь прислушиваются и присматриваются на медкомиссии и в кабинете психолога. Составная часть отбора в спецназ — тесты и собеседование, а потом еще ответы на полиграфе.

Наталья, психолог Центра специального назначения Северо-Кавказского округа Росгвардии: «Результатом психологического отбора является выявление категории профпригодности. Их четыре. Выявляется интеллектуальный уровень и обучаемость, нервно-психическая устойчивость. Это основные факторы».

Долгое время процесс тренировок спецназа Росгвардии оставался засекреченным. Основы преподавались только сотрудникам специальных подразделений. Анализировались боевые рефлексы, психологическая устойчивость и поведение бойца в стрессовых ситуациях.

Иван, боец спецназа Росгвардии: «Самое сложное было подняться в гору, а самое-самое сложное — борьба с самим собой, показать свой характер, преодолеть себя, добиться цели».

Тимуру до крапового берета еще далеко, пока ему положены краповая тельняшка росгвардейца, берцы и удобная форма. Служебный протокол отработан годами, после заключения контракта новых бойцов представляют сослуживцам. Для Тимура и его команды кубрик, больше напоминающий гостиничный номер, до конца контракта станет домом. Долгий путь за право ответить «Служу России и спецназу» начался.

Читайте также