В Москве реконструировали 19 бывших кинотеатров

14.09.2024, 11:36

Видеосюжет: Глеб Дудкин
Видео программы «Сегодня в Москве»

В Северо-Восточном округе столицы завершается реконструкция бывшего кинотеатра «Полярный». Уже в будущем году он откроет свои двери, превратившись в большой культурно-досуговый центр. Местами для досуга становятся и другие кинотеатры советской эпохи: только в этом году в Москве обновили 19 кинотеатров.

Денис и Анна Филимоновы впервые в кинотеатре «Эльбрус» после его обновления. Когда супруги брали билеты, они еще не знали, что их ждет: новый кинокомлекс вместо одного зала получил сразу четыре, да еще и повышенной комфортности.

«Эльбрус» перестроили по программе реконструкции устаревших советских кинотеатров. Их превращают в многофункциональные общественные центры «Место встречи». Один из таких этим летом открылся на улице Лётчика Бабушкина на месте кинотеатра «Орион». Многие посетители помнят его еще до реконструкции.

Мария Нагайцева: «Мы когда с мужем только встречались, мы в кино ходили в „Орион“. Была куча всяких магазинов, непонятное здание, грязно достаточно. Вот первое впечатление, что грязно достаточно и слегка разрушенное. Очень сильно изменился. Мы очень ждали открытия, я весь декрет ждала открытия. Потому что около дома. Вот ждала-ждала, наконец-то дождалась».

В многофункциональном центре проходит множество различных занятий для детей и взрослых: от рисования и рукоделия до уроков иностранного языка, психологии и пения. Посетителям также доступны занятия в тренажерном зале. В планах — открытие центра долголетия для самых взрослых и множества направлений для самых юных. Второй этаж «Ориона» пока на реконструкции, но уже совсем скоро его наполнят творческие кружки и секции, участники которых будут заниматься с видом на историческую достопримечательность — люстру установили там в 1984 году. После реставрации она светит ярче прежнего.

Евгения Кузьминых, представитель сети районных центров «Место встречи»: «Архитектурная концепция была разработана известной Амандой Левит и адаптирована российскими проектировщиками. Вы видите обилие стекла — это помогает зданию очень естественно адаптироваться в окружающее пространство, создавать такой максимально воздушный эффект. Мы сохранили историческое название и даже воссоздали историческую вывеску посредством 3D-моделирования».

Недавно вторую жизнь также получил кинотеатр «Факел». Он был открыт в 1958 году прямо в жилом доме. Сейчас так уже не строят, а потому у тех, кто застал Советский Союз, подобная конструктивная особенность может вызвать теплые ассоциации.

Руслан Свеколкин: «Определенная есть ностальгия, да. И как-то хочется посещать его вновь и вновь. Но, конечно, соответствующий ремонт сейчас, все по-другому, мебель соответствующая, звук».

В 1990-е и 2000-е кинотеатр успел побывать чайханой, цветочным магазином и кофейней, но, войдя в структуру «Москино», вернулся к своей основной деятельности. С прошлого года «Факел» вновь зажигает сердца кинолюбителей уже после капитального ремонта.

После перехода на «цифру» находиться в рубке во время показа киномеханику необязательно — запустить фильм он может дистанционно, кроме тех случаев, когда из архива привозят реальную пленку. Возможно, сам режиссер когда-то держал ее в руках. Ценители говорят, что просмотр с такого носителя воспринимается иначе. С начала своей истории камерный кинотеатр на шоссе Энтузиастов славился особым репертуаром. Там крутили авторское кино, экспериментальные фильмы. Эту особенность сохраняют и сегодня.

Игорь Федянин, начальник кинотеатра «Москино» «Факел»: «У нас будут показы с середины сентября до середины октября. Будет ретроспективно показываться все фильмы победителей Каннских фестивалей последних лет, чтобы к середине октября подготовить зрителей к выходу „Аноры“ — победителя последнего Каннского фестиваля с российскими актерами».

Старейший кинотеатр столицы был основан в 1909 году. Арбатская площадь с тех пор сильно изменилась. Исчезли практически все старые здания. Впрочем, «Художественный» тоже поменялся: кинотеатр пережил две войны и перестройку под девизом борьбы с архитектурным излишеством. Нынешние власти города приняли решение вернуть памятнику архитектуры облик, задуманный Федором Шехтелем.

Работая над интерьером, реставраторы опирались на оригинальные чертежи: объемно-пространственная композиция главного исторического зала — предмет охраны, поэтому в нем сохранились нетипичный для кинотеатра балкон и двери на уровне человеческого роста. Раньше они использовались по назначению, пока зрительские места не углубили для улучшения обзора.

Сложнее всего было вписать современные технологии в исторический контекст. Для достижения лучшего звучания разработали уникальный проект акустического оформления. А в интерьере постарались воссоздать дух ушедшей эпохи в лучших его проявлениях.

Читайте также