Новый цвет на схеме метро: кто и как строил изумрудную ветку столичной подземки

09.09.2024, 17:51

Видеосюжет: Дмитрий Лапиков
Видео программы «Сегодня в Москве»

В День города Владимир Путин и Сергей Собянин открыли в Москве первый участок Троицкой линии метро, в состав которого входят четыре станции. Рядом с ними проживают около 800 тысяч человек. Теперь они будут экономить на поездках до 25% времени.

Столичное метро за последние 13 лет стало больше почти в два раза. Строят как новые станции, так и целые ветки. Сегодня на карте подземки можно увидеть новый ярко-изумрудный цвет — это первый участок Троицкой линии от станции «Новаторская». Еще на начальном этапе перед строителями стояла сложнейшая задача: работа вдоль Ленинского проспекта без ограничения движения пешеходов и автомобилей.

Также при строительстве метро в жилых кварталах есть другая проблема — инженерные коммуникации. Их нельзя просто убрать, построить и вернуть все на место. Эту задачу тоже решили.

Валерий Кивлюк, заместитель генерального директора АО «Мосинжпроект»: «Пришлось закрытой проходкой проходить при помощи крана из труб под этим коллектором. Такая непростая работа. Наверное, это самый масштабный тоннель, который был построен здесь».

Строительство первого участка 16-й линии производилось шестиметровыми тоннелепроходческими комплексами. Новые станции — мелкого заложения, их глубина не превышает 30 метров. По словам строителей, чем дальше они идут на юг, тем проще — из-за снижения плотности застройки.

Длина всей Троицкой линии будет почти 43,5 километра, что делает ее одной из самых протяженных в столице. В будущем она улучшит транспортную доступность более чем для 1,5 миллиона жителей. На новой радиальной ветке для москвичей будет сразу несколько пересадок: две из них — на МЦК, четыре — на другие ветки метрополитена. Например, на «Новаторской» перед инженерами стояла задача интегрировать ее с одноименной станцией Большой кольцевой линии. И для этого все подготовили заранее.

Александр Мягков, главный инженер АО «Мосинжпроект»: «Уже были оставлены проемы, уже были смонтированы наклонные ходы для монтажа эскалаторов. У нас уже проектом были предусмотрены системные интеграции по инженерным системам, по слаботочному кабелю, силовому, то есть были заложены концы, к которым мы присоединяли новую линию».

Кроме «Новаторской», на карте появились станции «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевская». Каждая имеет свои уникальный стиль, цветовое решение и яркую особенность. Например — мозаичное панно на станции «Университет Дружбы Народов», посвященное студентам РУДН. По задумке авторов, оно ассоциируется с молодостью и достижениями.

Роман Евтушенко, директор проекта дивизиона по строительству метро АО «Мосинжпроект»: «Такие яркие пятна, как, например, панно, очень сильно отличают эту станцию. Или другие какие-то фишки на других станциях… Так горожанам проще запомнить станции».

Панно есть и на станции «Генерала Тюленева» — с изображением самого Ивана Владимировича, Героя Советского Союза. А для индивидуального образа «Тютчевской» использовали современную эстетику экспрессионизма: на стенах станции написаны стихи великого поэта. При жизни Фёдор Иванович Тютчев любил останавливаться в усадьбе неподалеку и, возможно, там написал какие-то из своих строк.

Торжественное открытие четырех новых станций состоялось в День города. Президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин дали старт движению в формате видеоконференции.

Сергей Собянин: «Сегодня мы готовы открыть первую очередь этой линии, несколько станций: „Новаторская“, „Университет Дружбы Народов“, „Генерала Тюленева“, „Тютчевская“. Вокруг них проживают около 800 тысяч человек. Дальше этапами будем запускать всю линию».

Владимир Путин: «Дорогие друзья, я прежде всего хочу поздравить москвичей, тех москвичей, которые будут пользоваться этой новой линией метро. Это безусловно меняет качество жизни людей, это очень важно. Москва делает просто выдающиеся успехи в сфере метростроения, и это, конечно, в первую очередь заслуга тех, кто работает в этой важнейшей отрасли городского хозяйства».

Открытия станций москвичи ждали с нетерпением и сразу отправились тестировать новые маршруты. Для многих новая линия — это существенная экономия времени. Так, теперь от РУДН до «Новаторской» добираться всего лишь три минуты на метро вместо 20 на наземном транспорте. На новой ветке курсируют самые современные поезда «Москва-2024», которые восхищают даже машинистов.

Антон Малахов, машинист-инструктор: «И в эргономике здесь удобно, и в санитарно-культурном соотношении тоже. Все очень продумано, спасибо изобретателям».

В настоящее же время продолжается строительство других участков линии: от станции «ЗИЛ» до «Новаторской» и от «Тютчевской» до «Новомосковской», остальные — на стадии планирования. По словам Собянина, строительство Троицкой линии развивает Новую Москву, соблюдая баланс между жильем и рабочими местами для миллионов горожан.

Связанные новости

Читайте также