Ученые показали, как закаляют сталь

02.04.2012, 20:25

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Самое закрытое предприятие Петербурга — НИИ высоких токов — в день 65-летия пригласило к себе журналистов.

Одно из самых засекреченных предприятий Петербурга — научно-исследовательский институт токов высокой частоты — сегодня приоткрыл секретные двери и пригласил журналистов. В свой 65-й день рождения предприятие решило показать научные лаборатории института и цеха, где производят как швейные иголки, так и огромные шестеренки для платформ бурения.

На экскурсии побывал корреспондент НТВ Алексей Корепанов.

Проектируя дворец для графини Воронцовой-Дашковой, архитектор Кричинский вряд ли вообще мог представить, что образец неоклассицизма за вековую историю сменит четыре хозяина. После революции станет базой отдыха, потом — военным штабом. А в XXI веке здесь и вовсе будут ставить опыты во благо российской науки.

Сегодня научные сотрудники НИИ токов высокой частоты лучше других знают, как закалялась сталь. Во времена академика Вологдина — основателя института, чтобы повысить прочность изделия, его прогревали насквозь. Теперь же обрабатывают только верхний слой. Причем так, что детали служат по 50 лет.

На образце шестеренки хорошо виден темный пятимиллиметровый слой. В этом месте деталь уже подвергалась тепловой обработке. Внутри структура вязкая и сырая. Благодаря такой разности снаружи и внутри, добиваются уникальных результатов. При вращении деталь не деформируется, а ее зубцы не ломаются.

Это в прямом смысле — яркий пример. Образец нагревают до 900 градусов под влиянием электромагнитных полей, невидимых для человеческого глаза, но зато вполне улавливаемых на слух.

Бегущий по проводам ток приводит в движение электроны внутри заготовки. Процесс прокаливания занимает всего несколько секунд. Раньше на это уходили часы. Подобный принцип здесь заложен в основу большинства приборов.

Тридцать серых шкафчиков заказал Тихвинский вагоноремонтный завод. Как горячие пирожки там будут штамповать сверхпрочные заклепки для вагонов. В институте, кажется, даже специалистов подбирают, чтоб фамилия соответствовала.

С помощью высокочастотного тока металл не только закаляют, но и плавят. Из специальных кристаллов получают серую массу. Обывателю понять сложно, но из этого потом будут делать светодиоды. А гладкий кусок кремния — на научном языке его здесь выращивают — основа для солнечных батарей.

Владимир Горюшин, специалист научной лаборатории: «Такие процессы в советское время были проведены. И они были достаточно удачными, но не получили развития».

Сегодня специалисты НИИ придумывают и модернизируют оборудование для машиностроения, металлургии и других отраслей, работают на экспорт. На днях отгрузили в Казахстан четыре установки для подогрева термоядерного реактора.

Борис Никитин, генеральный директор ФГУП «ВНИИ токов высокой частоты им. В. П. Вологдина»: «Все, что мы делаем, является абсолютно энергоэффективным производством и оборудованием. Старые газовые печи в металлургическом производстве заменяются на наш индукционный нагрев».

В юбилей здесь лишь об одном говорят неохотно. Средний возраст специалистов немного уступает возрасту предприятия. В огромных залах ветераны повесили портреты футболистов петербургского «Зенита». Словно намекая: характер за 65 лет здесь тоже научились закалять не хуже, чем на футбольном поле.

Читайте также