ЗиС-8 превращают из времянки в легендарный автобус

02.04.2012, 18:00

Видеосюжет: Александр Щерба
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Историк и бизнесмен восстанавливают в Петербурге машину 30-х годов, оригинальных единиц которой в городе на Неве нет.

Возможно, что в Петербурге ко Дню Победы на улицах появится один из самых редких автомобилей военного времени. Единственный ЗиС-8 в рабочем состоянии пока находится только в Москве.

В Петербурге автобус этой модификации пытаются реконструировать два энтузиаста — профессиональный историк и бизнесмен. Методом проб и ошибок они восстанавливают легендарную машину, которую обнаружили совершенно случайно.

Корреспондент НТВ Александр Щерба рассказывает о ходе работ.

Сейчас эта деревянная конструкция больше напоминает дачный домик, и несколько лет назад она и была им. Как легендарный автобус ЗиС-8 оказался в глухой деревне и превратился во времянку, сейчас уже трудно вспомнить. Если бы остатки автобуса не попались на глаза любителям ретроавтомобилей, их судьба была печальна и предсказуема.

Пётр Демидовский, реставратор ретроавтомобилей: «ЗиС-8 ходили по маршруту на Невском проспекте, в центре. С 1935–1936 годов они работали довольно усиленно, да и после войны тоже. Они много значат для истории нашего города, но этих автобусов не сохранилось как таковых. В Санкт-Петербурге их нет вообще».

Они четыре раза сжигали уже почти готовую конструкцию кузова. И вот пятая наконец-то точно подошла под колесную раму. Это означает, что теперь есть 100-процентная уверенность, что ЗиС-8 будет восстановлен. Несмотря на то, что выпуск техники прекратился более 70 лет назад и множество деталей утрачено.

Пётр Демидовский, реставратор ретроавтомобилей: «Практически три года я занимался комплектацией запчастей, искал редкий карданный вал, бамперы, многие элементы, которых не было».

Как говорят реставраторы, если изменить принципу подлинности, в своей среде сразу получишь прозвище — любитель новодела. Для них это самое неприятное. Вот почему даже незначительные детали и те просто обязаны быть из того времени.

Здесь настолько стараются соблюсти принцип оригинальности, что даже люди, которые работают над созданием кузова для этого автобуса, не имеют никакого специального образовании для работы по дереву. Они сами говорят, что если бы здесь работали профессиональные плотники, это был бы не автобус 30-х годов, а элитная мебель.

Их выпустили почти 600 единиц. Для начала 30-х годов это был самый распространенный автобус в СССР. Как выглядит эта техника, понятно из кадров знаменитого фильма «Место встречи изменить нельзя». ЗиС-8 в погоне за американским «студебеккером», на котором пытается скрыться Фокс.

По иронии судьбы, сегодня в гараже реставраторов рядом с автобусом стоит такой же киношный «студебеккер». Несмотря на то, что сейчас только при очень хорошей фантазии можно представить себе будущий автобус, реставраторы говорят: уже к 9 мая он выйдет на линию.

Читайте также